"Да он же пьяный! Права отнимите!", или Как вернуть адекватность на грузинские дороги?

Как остановить смерть на дорогах и культивировать среди автомобилистов и пешеходов тренд на безопасность по правилам — на эти актуальные для Грузии вопросы рассуждает на своем примере колумнист Sputnik Георгий Чаладзе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

С самого детства родители баловали меня игрушками. Львиную долю среди них занимали машинки. Когда я стал понимать речь и картинки, отец начал покупать мне автомобильные журналы. Так что марки и модели автомобилей я знал раньше, чем буквы любого алфавита.

Реально ли людям с ОВЗ полноценно жить в Грузии, или "Критикуешь? Предлагай!" >>>

Конечно, это оставило след в моем сознании. И я даже представить себе не мог, что не получу водительское удостоверение и не буду передвигаться на автомобиле. В 20 лет я получил права и начал наматывать километры и вместе с опытом водителя приобрел стрессоустойчивость во время вождения.

"Да он же пьяный! Права отнимите!", или Как вернуть адекватность на грузинские дороги?

Безопасность на дорогах — очень важная тема, и я бы хотел, чтобы настал день, когда передвижение на автомобиле станет менее опасным, чем авиаперелеты. Но пока это не так, и водитель без аварий - не водитель.

Самая распространенная причина ДТП - человеческий фактор. А какие люди участвуют в дорожном движении? Водители и пешеходы. Я, вы, он.

Могу сказать, что в Грузии эти два общества живут, скорее, в состоянии некой войны за пространство на дороге! "Уступать? Нет! Моя дорога!" - именно так думают многие водители и еще больше пешеходов. А это, увы, приводит к авариям с летальными исходами.

Сколько нарушителей ПДД в Грузии остались без прав — статистика

За 10 лет стажа вождения мои аварии можно назвать незначительными: где-то моя вина, где-то - нет. Но есть в моей жизни эпизод, который я не забуду никогда. Скажу наперед, что все участники ДТП остались живы и здоровы.

Ехал я в правом ряду четырехполосной дороги (по две полосы в каждую сторону), слева от меня, чуть впереди - желтая маршрутка, из-за которой я видел далеко не все происходящее на встречной полосе. В какой-то момент в зоне видимости появилась пожилая женщина, перебегающая дорогу в неположенном месте. Понимая, что она "прямо по курсу", а сворачивать некуда - слева маршрутка, справа тротуар с людьми, - давлю педаль тормоза до упора и начинаю сигналить в надежде, что женщина предпримет какие-то действия, но нет.

И вот момент истины: я останавливаюсь, а она падает прямо перед моей машиной. Конечно, у меня сразу шоковое состояние, ведь что может быть хуже для водителя, чем сбить пешехода?

Трагедия в Тбилиси: в результате ДТП погиб внук, а дед пострадал >>>

Но не помню, чтобы я почувствовал удар, и вот вопрос в голове: а ударил ли я ее вообще? Вышел, смотрю на машину - следа удара нет, но у меня мандраж. Тут же подошли люди, начали оказывать помощь, вызвали "скорую" и полицию. А я в этот момент очень разволновался, и меня буквально трясло.

Некоторые зеваки сразу на меня накинулись: "Пьяным носишься, да?!" А у меня даже не было сил спорить. Ответил спокойно: "Не пьяный я, с рождения такой, с ДЦП. И ехал я не больше 50 км/ч".

Пешеходы vs водители: как выживают на дорогах Тбилиси – видео

Оппонент замолчал, но когда приехала полиция, я сразу подошел к полицейским с документами со словами: "За рулем был я. Не уверен, я ее сбил или нет. Извините, волнуюсь сильно, оттого и говорю, наверное, плохо, но я не пьян, можете проверить".

Полицейский спокойно меня выслушал, сказал, чтобы не волновался: "И так вижу, что не пьяный". Когда страж порядка пошел осматривать место происшествия, вышеупомянутые собравшиеся тут же на него набросились со словами: "Смотрите! Да он же пьяный! Неадекватный! Сажать его надо! Права отнимите!". Полицейский же ответил всем собравшимся: "Так, разойдитесь все! Не пьяный он. Очень приличный парень, просто сильно волнуется, отстаньте от него! Разойдитесь!"

Меня проверили на трезвость (прибор показал полный ноль) и попросили описать ситуацию. Я все рассказал, как есть, но ключевой оказалась фраза "Я не знаю, был удар или нет".

Какой нужен автомобильный сигнал, чтобы пешеходы шли быстрее – угарное видео >>>

Врачи скорой помощи подтвердили, что никаких следов удара на теле нет. На машине тоже никаких следов. Но так как я сказал "не знаю, был ли удар", то полицейские вызвали следователя. Он сказал, что придется забрать машину на экспертизу, а также временно забрать у меня водительское удостоверение. Меня попросили поехать в больницу к пострадавшей, узнать, как она, договориться о совместном походе на допрос.

Год с введения техосмотра: инспектирование не прошли более половины авто в Грузии?

Приехав в больницу, я поговорил с невесткой пострадавшей и врачом, который ее принял. Выяснилось, что женщина вышла из автобуса, и, видимо, у нее резко подскочило давление. А еще оказалось, что она глухонемая... С момента выхода из автобуса ничего не помнит.

Никакой аварии, никакой машины не помнит. Проходит минут пять, и мне врач тихо говорит, там ее невестка прям пытается добиться от пострадавшей слов о том, что ее ударила машина, и мне лучше уйти... Ну, тут судите сами.

В назначенный день я пришел на допрос и не был намерен ничего скрывать, приукрашивать, преувеличивать. Снова рассказал все как есть: ехал в правом ряду, слева маршрутка, справа - люди, затормозил, она упала перед тем, как машина затормозила, поэтому не уверен, был ли удар.

Следователь сказал, что экспертиза показала, что никаких следов на машине не обнаружено, а факт отсутствия следов на теле пострадавшей был зафиксирован в протоколе. Соответственно, оснований для продолжения дела нет, ибо удара, как такового, не было.

В грузинской системе техосмотра нашли признаки коррупции >>>

А потом он мне шутливо сказал: "Да кто ты такой вообще? У меня тут такие дела, что прямо на камере зафиксированы удары, а обвиняемые до последнего отрицают все, а ты что? Даже не коснулся и сомневаешься! Да ты мог тогда сказать, что просто остановился, потому что бабушка упала, и тебя отпустили бы! Вот тебе твои права, вот тебе справка, забирай машину, и чтоб больше я тебя не видел!"

Посмеялись, пожали друг другу руки. Я забрал машину со штрафстоянки, на которой мне все же пришлось оплатить 85 лари за эвакуацию и перевозку.

Урушадзе рассказал, как бороться с ростом числа ДТП в Грузии

Этот случай произошел два года назад, но могу сказать со всей ответственностью, что с тех пор в плане отношений водитель-пешеход в Грузии ничего не изменилось. Водители не признают "зебры", пешеходы ленятся до них доходить. Конечно, человек ко всему привыкает и со временем научился, привык избегать пешеходов. Но скажите, разве это дело, когда идешь или едешь, рискуя либо в тюрьму сесть, либо... упасть или лечь? Ну поставили камеры, ну оштрафовали водителя однажды за то, что не пропустил. Но тенденция ведь не меняется? Говорю как простой водитель, который много ездит по городу и иногда выбирается в дальние поездки.

А я еще помню времена, когда полиция штрафовала пешеходов за переход в неположенном месте. И еще лучше помню, как люди боялись получить штраф. Что, подземных переходов у нас нет? Есть и не мало. Были наземные переходы, но их демонтировали, так как ими пользовались только собаки и фотографы.

Бездомная собака из Грузии помогла школьникам перейти дорогу и стала звездой Сети – видео >>>

Как воспитать пешеходов? Я не знаю. Может, для начала, штрафовать их? Работало же когда-то. Как воспитать водителей? Тоже не знаю. Может, сделать "умные" камеры еще умнее и отправить их получать образование?