Знаю, вы сейчас о российском комедийном сериале подумали, ну или о Фениморе Купере с его суровым индейцем. Но сегодня речь пойдет совсем о другом Магикяне, не имеющим никакого отношения ни к кинематографу, ни к литературе.
Как у тифлисского дома обнаружился ереванский двойник >>>
Наш собственный тифлисский Магикян занимался медициной. Александр Магикян жил на улице Бебутовской, ныне Асатиани. Лечил желудочно-кишечные заболевания и занимался также педиатрией.
Я проходила мимо его дома не раз. Смотрела на витражное стекло, пытаясь понять, что же может означать изображенный на нем символ медицины – змея с чашей. Меня конечно же терзали смутные сомнения, но конкретной информации, увы, не было. И только на днях, наконец, я узнала от историка Тамрико Тавадзе, кому же принадлежал дом.
Медицинский символ – конец ребусу
Что можно сказать о самом доме? Он весь такой геометрически правильный и ладный, что, кажется, и придраться ни к чему не можешь. Автор каменного творения явно стремился к совершенству линий. И, похоже, в некотором роде его достиг.
Длинные узкие окна по обеим сторонам дома, маскарон над входной дверью и массивные лапы под окнами. А еще разлитое в окнах голубое небо. В общем, он из тех господ, которые внушают доверие и даже некоторую робость. Автор элегантного творения малоизвестный архитектор Георгий Аладжанов.
Ближе к Мастеру, или Как дом, в котором родился Параджанов, превратился в отель >>>
Есть у нашего города и наименее известные архитекторы. Аладжанов в их числе. В самом деле, не могли же два или три архитектора построить весь Тифлис, хотя некоторые из них и были особенно плодовиты. Такие, как Михаил Оганджанов, например, или Пауль Штерн.
О самом владельце дома известно, что он молодым получил образование в Германии. Выучившись на врача, вернулся в Тифлис и женился на дочери богатого купца. Ну а потом доктор построил себе этот трехэтажный дом. Стройматериалы для строительства собственного дома Магикян, кстати, привез из Германии. Забегая вперед, скажу, что Александр Магикян в 1956 году переехал в Армению. И наследников вроде бы к этому времени в Тбилиси уже не было. Он был последним из Магикянов.
Цветы от городского зодчего, или Почему так манит дом Оганджанова с вангоговской печалью? >>>
Доктор жил в этом доме и одновременно сдавал комнаты. Обычная история – половина дома уходила под коммерческую площадь. По поводу оригинального витража. По правде говоря, сохранившееся стекло вызывает приятное удивление. В лихие 90-е многие парадные исторических домов подвергались разбойным набегам. Уносили из них все, что можно было унести и загнать, как говорил герой одного известного фильма, по спекулятивной цене. А вот витраж у входа в дом Магикянов каким-то чудом уцелел.
До недавнего времени стекло было в таком запущенном состоянии, что для того, чтобы различить рисунок, нужно было иметь еще то воображение. А потом в дом вселился режиссер-документалист Тома Чагелишвили. Он со своим другом, известным историком и теперь уже политиком, Алеко Элисашвили как-то раз решили почистить этот витраж. Приставили стремянку, забрались на нее и отскребли стекло от грязи. И все, дверь засияла по-новому.
Маленькие тайны большого здания на углу - история загадочного дома Мелкумова >>>
Иногда для того, чтобы дать дому вторую жизнь, нужно всего лишь приложить небольшие усилия. В некоторых домах жильцы упорно ждут, что прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и если не кино покажет бесплатно, то хотя бы сам очистит парадную от облупившейся штукатурки или плитку напольную приклеит, чтобы чего доброго кто-нибудь не расквасил носа.
Портал из прошлого в настоящее – советы доктора
Рассмотрев дом снаружи, захожу во двор. Но захожу не сразу. У входа в арку взгляд спотыкается о железные ворота, точнее о цветочные гирлянды, развешанные по ним. Тончайшей работы, почти филигранной. Точно вылепленные из пластилина.
Внимание они привлекают еще и тем, что выкрашены в золотой цвет. В темном проеме арки появился силуэт женщины. Семенящей походкой она приближается. Поравнявшись со мной, женщина на секунду задерживается. Потом, видимо передумав, продолжает свой путь. У входа во двор на крыльце истошно лает собака. Маленькая, вертлявая, но голосистая.
- А ну перестань! - кричит на собаку со второго этажа женщина. – Ты не слышишь, да, что тебе говорят? - Недовольно покачав головой, она заходит в комнату. Тявкающая кокетка, довольная произведенным эффектом, умолкает. А я начинаю осваиваться в незнакомом дворе.
Только знаете, любой незнакомый тбилисский двор очень быстро становится почти родным. Многие из нас, родившихся в этом городе, росли в домах с застекленными верандами. У меня в таком доме, например, жила бабушка. В теплую погоду я подолгу смотрела из открытого окна, а в зимнее время старалась не задерживаться в общей веранде из-за удушливого запаха герани. У тети Мани – соседки, был перед дверью разбит целый цветник.
Застекленные веранды встречаются во дворах и по сей день. И открытые веранды с резными деревянными ограждениями составляют половину города. Если повезет, то можешь застать отсканированную памятью картину из детства. Мне повезло. На веревке, перетянутой наискось от застекленной части до открытой, гордо реет чье-то белье. На деревянных перилах веранды сохнет лоскутный ковер – дежурный антураж советских квартир.
А этажом выше, на резных ограждениях на гвоздике висит лоханка! Вы думали она пропала из употребления и ее за ненадобностью предали забвению? И вот и нет! Лохань, в которой купали мам и пап, стирали во дворах белье, мыли шерсть и бог его знает что еще, по сей день живее всех живых. Общее впечатление портит лишь выбивающаяся из концептуальной картинки надстроенная над третьим этажом площадь.
Во дворе есть еще один дом, прямо напротив большого докторского. Но похоже на то, что его пристроили позже. Пока приглядывалась к нему, во дворе появилась та самая женщина, что давеча рассматривала меня с интересом. И сейчас вот смотрит на меня, явно ждет вопроса. Ну я и не стала ее разочаровывать.
- Этот маленький дом не имеет никакого отношения к дому Магикяна. Вам тут мало кто сможет помочь. У этого врача, насколько я помню, была одна дочь, хотя не уверена. Я сюда перешла жить лет тридцать назад, гораздо больше вам может сказать Этери, потому что родилась в этом доме. Вот по лестнице пройдете и подниметесь.
- Это она, - шепчет моя знакомая, когда на открытой веранде появляется женщина, что усмиряла собаку.
- Этери! - громко кричит новая знакомая. - Журналист пришел, расспрашивает про дом.
- А что я могу рассказать про дом? У меня нет никакой информации, - бесцеремонно отмахивается женщина.
- Ну как же, помнишь, рассказывали про его дочь, что жила на втором этаже…
Этери облокачивается на перила веранды.
- Это мама моя знала разные истории. Старые соседи по вечерам на веранде собирались и рассказывали о нем, владельце дома. Дочь раньше уехала, - продолжает Этери. - А он остался, был последним из этой фамилии. Но я всего этого не застала, знаю все с маминых слов. А ее уже нет в живых. Знаю, что он был очень хорошим врачом. Все советовал маме есть в обязательном порядке туту. Говорил, что тута - очень полезная ягода, от многих болезней спасает. В царские времена дом целиком принадлежал доктору, сами они жили на верхнем этаже, нижние сдавали квартирантам. А потом пришли коммунисты, национализировали дом, их уплотнили. И жили они вот здесь, на втором этаже, - показывает Этери на комнату слева от себя.
- Знаете, что самое скверное? Нам по молодости такие интересные вещи часто рассказывают, а мы мало что запоминаем. А когда у нас к истории интерес просыпается, бывает уже поздно. Ушел поезд, нечего из того, что взрослые нам рассказывали, уже не помним. Эх, сейчас бы мне те истории, я бы все записывала и хранила.
О других тайнах известных тифлисских домов вы можете прочитать здесь >>>
– Верни мне молодость, верни молодость! – кричал главный герой романа Курта Воннегута "Завтрак для чемпионов" своему создателю, писателю. Кричал, поняв, что является порождением писательской фантазии и вся его жизнь расписана создателем наперед. И даже получение в грядущем будущем Нобелевской премии его никак не воодушевляло.
Кидаю взгляд на второй этаж. Этери все там же, у перил. Смотрит вниз, застыла на какую-то минуту, будто я телепатически передала ей собственную мысль. Прощаюсь с ней и направляюсь в темную арку. Делаю шаг, второй, третий. Пробегает мысль о том, что арка напоминает чем-то портал для путешествия из прошлого в настоящее. Еще секунда, другая, и я вернусь во взрослую жизнь, и картинки из детства уже останутся за моей спиной…