Лия К-дзе, учительница грузинского языка и литературы почти пенсионного возраста, открыла окно и включила свой ноутбук. Настенные часы показывали без десяти одиннадцать. Ее урок должен был начаться через 10 минут. Пятый "А" класс не совсем в полном составе должен был подключиться к онлайн-уроку.
Ответственные родители уже успели сообщить причины отсутствия шести учеников. Циклаури, Зоделава и Чигогидзе уехали в деревню, а там с интернетом туго. Точнее, он есть, но включать его из-за нескольких дней лишняя хатабала.
Басилашвили и Цинцадзе написали, что ушли к бабушкам в другой район, а у бабушек, как известно, интернета не наблюдается по причине полной бесполезности. Лурсманишвили опять проспит. Мать не может его поднять вовремя. За время карантина разболтался. Еще у одного за интернет не заплачено, мать еле концы с концами сводит. Но остальные должны быть точно. На экране компьютера стали появляться окна с головами учеников.
- Мас (укороченное обращение к учителю в Грузии - здесь и далее примеч. ред.), здравствуйте!
- Доброе утро, Лия–мас! Как поживаете?
- Лия–мас, я задание не успел отправить. После урока пришлю.
- Лия–мас, я в туалет. Скоро приду.
Слабые звенья в методах предосторожности, или Как мы попали в тбилисскую инфекционку >>>
Лия уверенно перекрыла этот хор и сразу перешла к делу.
— Аба, дети, повторим пройденный материал. Что написал Сулхан–Саба Орбелиани?
Головки на экране тут же пришли в движение.
- Можно, я скажу?
- Мас, я знаю.
Лия проскользила взглядом по знакомым мордашкам и остановила свой выбор на Отико Чихладзе. Он явно был занят чем-то другим.
- Отико, ты скажи!
- Мас, я тут с кнопками запутался. Не могу задание по английскому отправить. Не грузится картинка.
- Отико, не отвлекайся! Отвечай на вопрос.
- А что за вопрос?
- Что написал Орбелиани?
- Он написал… Написал… Не помню, мас.
Лия переключилась на остальных, но увидела в верхнем левом углу пустой квадрат вместо Сидамонидзе.
Эксперт в сфере образования о дистанционном обучении: все катастрофически плохо >>>
- Эка, я тебя не вижу! Где Эка? - и пустила звонок. Окно вскоре загорелось, и на экране появилась голова с кудрями – явно мама Эки. Лия вспомнила, что не раз вызывала ее в школу, но дама так и не соизволила явиться.
- Калбатоно, извините, не знаю, как к вам обратиться.
Кудри с достоинством качнулись и представились.
- Теона.
- Калбатоно Теона, у вашей дочки систематически нет домашнего задания. Примите меры. И почему Эки нет онлайн? Пусть вернется в кадр.
- Она с младшим братом сидит. Иначе он мне мешает. А у меня срочный заказ.
Лия не нашлась, что ответить, и вернулась к теме урока.
- Итак, дети. Орбелиани написал "Мудрость вымысла". Сегодня мы будем разбирать притчу "Бесполезное богатство". Кто из вас прочел ее заранее?
Опять обвела взглядом экран.
- Молодец, Илико, я и не сомневалась.
Советы грузинских эпидемиологов родителям и педагогам - и не только >>>
- Мас, можно выйти? Меня кто-то со двора зовет.
- Ооо, какое время для пустых разговоров. Аба, Лука, ты скажи.
Лука уверенно и гладко стал излагать прочитанное. Но дослушать и вникнуть Лие не удалось. Из другой комнаты ее позвала дочка Натия.
- Мама, присмотри за Сандро, я на минутку в магазин спущусь.
Лия не растерялась и по ходу перестроила план урока:
- Аба, дети, прочитайте под параграфом первый вопрос и найдите в тексте ответ. Напишите в тетрадях. Я сейчас приду.
И вовремя успела перехватить у годовалого внука ручку, которую он уверенно запихивал себе в рот. Усадила внука на колени и снова вернулась к экрану.
- Возьмите тетради и поднесите к камере, чтоб я видела написанное.
Ребятня зашуршала тетрадями, и в окнах вместо лиц появились листки с фразами, написанными вкривь и вкось. Лия одной рукой придерживала внука, другой водила мышкой.
Гамкрелидзе: "Мои внуки думают, что это я не пускаю их в школу" >>>
- Деме, почему у тебя пусто?
- Я не успел, мас. Потом напишу.
- Лали, я сказала первый вопрос. А ты что написала?
- Саба, почему ты пишешь в тетради по математике?
- Вааа, мас, я думал, вы не увидите!
Тут в дверь просунулась голова соседки.
- Лия, умоляю, две головки чеснока дай. Лень в магазин идти. Ой, извини, ты, оказывается, урок ведешь.
Лия оторвалась от экрана.
- Подожди, Кето, через пять минут кончаю конференцию. Как раз вчера полкило чеснока взяла у Анзора.
Потом снова повернулась к экрану.
- Дети, запишите задание. Ответьте письменно на вопросы 3, 4, 6, 7, употребив текст. Суммирующий текст по предыдущей главе я пришлю каждому в сообщения.
Тут Лия повысила голос.
- Уважаемые родители, перестаньте помогать детям. Пусть работают самостоятельно.
В одном из окон появилась всклоченная голова папы.
- О, Лия–мас, как поживаете? Я случайно не туда попал... Нельзя ли давать поменьше. Войдите в положение из-за этой пандемии. Ребенок целый лист вчера исписал. Вот, помню, я в его время... На шатало (груз. прогуливание уроков) ходил через день...
Лия оперативно щелкнула мышкой и выключила словоохотливого папу из режима онлайн. Сандро улучил момент и треснул с размаху пухлой ладошкой по клавиатуре. Экран погас.
- Вай, что ты наделал, противный мальчишка! - воскликнула Лия и стала судорожно нажимать на кнопки, пытаясь вернуться в программу Teams. Не сразу, но ей это удалось. Но на экране уже не было половины учеников – вышли из онлайн, решив, что урок закончен.
- Лия, где же чеснок? - напомнила о себе Кето.
- Иду, иду. После этих уроков сама себя не помню. - Лия подошла к окну и выглянула во двор. Под раскидистым тутовым деревом двое пенсионеров играли в нарды, даже не удосужившись одеть маски. Оба подняли головы на скрип окна, и один из них сказал.
- От этих уроков вот такая голова у всех! - и показал в воздухе обхват двадцатикилограммового арбуза. - Весь день эта Лия в прямом эфире. Да еще уроки в две смены. Всем вынесла мозг: и бедным детям, и родителям, и нам, соседям.