Демография Грузии в эпоху демократии, или Могут ли грузины умереть, не родившись

Не правда ли, звучит странно, но проблема актуальная, - не спорит колумнист "Sputnik". Впервые за много лет в Грузии ушло за год из жизни больше людей, чем родилось. Наметилась опасная для малочисленной нации тенденция депопуляции. Однако так ли все безнадежно?..
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Нотки тревоги стали проскальзывать в прессе и научных публикациях задолго до того, как были обнародованы официальные данные Сакстата. Но на фоне представленной статистики померкли самые худшие опасения. В 2020 году рождаемость в Грузии сократилась на 3,7%, летальность при этом выросла аж на 8,3%! 46 520 рождениям сопутствовало 50 537 смертей. Естественная убыль населения, как нетрудно подсчитать, превысила 4 тысячи человек.

Когда к проблеме причастны все

Среди демографов и социологов цифры вызвали признаки паники, которую, как и следовало ожидать, подхватили журналисты. "Страшнее пандемии!" - броской шапкой увенчала первую полосу "Квирис палитра" (6-12.09). А график, построенный из маленьких человечков, сопроводила пояснением: "Демография – на грани катастрофы!" Профессор Автандил Сулаберидзе выразил при этом серьезные опасения, что рождаемость будет снижаться и в дальнейшем.
Он же в интервью "Резонанси" (11.08) с тревогой подчеркнул, что депопуляция зафиксирована в стране впервые после Второй мировой войны. Позицию Сулаберидзе, как оказалось, целиком разделяет и другой известный демограф – профессор Анзор Тотадзе. Он тоже счел необходимым отметить, что подобный глубокий кризис Грузия переживает впервые.
Смертность в Грузии опережает рождаемость – новая статистика >>
Население страны стареет, семейные пары не умножают численность будущих поколений, мутации "ковида" привели к росту летальных исходов у рожениц… Вот выдержки, выхваченные из публикаций, живописующих, в целом, довольно трагическую картину. Краски которой журналисты, вдобавок, сгущают своим искусным пером.
Так ли уж безысходна сложившаяся ситуация?! Насколько она вообще противоестественна и выбивается из общемировых тенденций? А главное – поддается ли регулированию?
Прежде чем искать ответы на столь животрепещущие вопросы, позволю обратить ваше внимание на одну примечательную особенность демографии. Не столько даже как науки, сколько как темы для пересудов. В этом отношении обычно принято вдаваться в крайности: многие, в том числе и некоторые солидные ученые, полагают, что демографические проблемы решаются до неприличия просто… Ну вы поняли!
Как ни странно, так и напрашивается параллель… с футболом. Болельщики все как один бывают убеждены, что в чем-в чем, но в футболе они разбираются в совершенстве. А уж к процессам демографии мы тем более – как бы это сказать поделикатней – причастны всеми фибрами. Даже если детей не наплодили, уходить в лучший, как говорится, мир рано или поздно придется.

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Рождение и смерть. В их соотношении, на первый взгляд, и кроется суть. Однако жизнь – не арифметика, а демография – не только статистика. Потому на деторождение бессмысленно смотреть под одним единственным углом. Важно научиться толковать их в масштабах более глобальных, чем первые пришедшие на ум, якобы, интересы страны и нации.
Начнем с вещей очевидных. Скажем, с того, что, вопреки утверждениям, депопуляция не раз фиксировалась в Грузии и после 40-х годов. К примеру, с 2000-го по 2008-й. Причем, дважды падение немногим не дотянуло до нынешнего. Людей тогда в стране жило на 600 тысяч больше, что, по-видимому, смягчило остроту вопроса, сильно осложняемого эмиграцией.
Государство поможет вернувшимся в Грузию из эмиграции >>
Впрочем, межгосударственная трудовая миграция давно считается в мире одной из формой независимого регулирования экономики и распределения производительных сил. Да и почти 2 млрд. долларов, которые эмигранты ежегодно перечисляют в Грузию, – подспорье не только их семьям, но и государству. Если б адекватные ресурсы для пополнения государственного бюджета нашлись внутри страны, желание уехать наверняка возникло бы не у многих.
Еще грань, о которой грузинские демографы упоминают едва ли не с оттенком упрека – старение общества. Но процесс этот, напрямую связан с ростом средней продолжительности жизни. Причем, жизни социально активной. Страны, как, скажем, Швейцария или Люксембург, обеспечивают прирост населения исключительно за счет снижения смертности. И коэффициент рождаемости там (1.46 и 1.37) ощутимо хуже "катастрофического" грузинского (1.97).
Зато государства эти прочно зарезервировали себе место в десятке так называемых "процветающих стран". Где Грузия, кстати, уверенно держится в середине первой сотни, опережая почти все постсоветские страны. Рейтинг процветания складывается не только из показателей экономики, но и уровня образования, безопасности, личной свободы и т.д. Потому, рассматривая аспекты демографии, нельзя игнорировать перечисленные сферы.
Так, хорошее образование связано с продолжительностью обучения. Наряду с желанием сделать карьеру, это, безусловно, оттягивает у женщин сроки деторождения. Только что тут плохого?! Известная теория Мальтуса, будто рост населения связан с наличием продовольствия, давно устарела – тенденции и факты ее не подтвердили. Но избавиться от инерции мышления и поверхностной логики, как видно, нелегко. Случается, дело доходит до полнейшего абсурда.
Профессор Анзор Тотадзе в целых 3-х номерах "Сакартвелос Республика" (15-16, 20, 21-25.01) старательно и пространно обосновывает демографический вред, который наносят обществу… собаки. Статью сопровождают ссылки на великих, опросы, подсчеты "преступных" расходов семей на своих любимцев и даже объема фекалий, исторгнутых теми за год (без преувеличений!). "Научное" резюме: женщинам в Грузии следует заводить детей, а не собак.

Иногда чем меньше, тем лучше

Гениальное решение проблемы! Оказывается, достаточно просто уподобить людей животным, которые подчиняются инстинкту, а не чувствам. А общество вернуть в эпоху, когда не появление детей в семьях поощряется дополнительными выплатами, а наказывается их отсутствие. Так сказать, в лучших авторитарных традициях! Замечу, после трудоустройства вплоть до появления первенца мне выпало "счастье" несколько лет исправно выплачивать этот налог на бездетность.
И вообще, чем обеспечивать высокое качество жизни, публичным институциям, видимо, проще вести словесную агитацию за многодетные семьи. Даже если заведомо известно, что занять их отпрысков потом будет нечем. Да и почему бы родителям не пожить немного и в свое удовольствие? Тем более, если можно добиться, чтобы благополучная старость при нормальной системе социального страховании не зависела от числа детей и, вообще, от кого-то из близких.
Население Грузии в 2021 году сократилось >>
Генетический страх депопуляции в грузинской нации, по-видимому, вызван бесконечными катаклизмами, которые ей довелось пережить в истории. Но сегодня военно-политическую, финансовую, научную мощь государства определяет не многолюдность, а, скорее уж, уровень коллективного интеллекта. Причем, теорию идеального государства с малочисленным свободным населением выдвигали еще Платон и Аристотель. "Свободное" в современных реалиях можно толковать как высокообразованное, технологически продвинутое, качественное.
Ушли времена, когда процветание семьи в аграрном обществе определяли дополнительные рабочие руки, и это было адекватно большему числу сыновей. Многодетность помогала также компенсировать высокую детскую смертность. В условиях всестороннего прогресса и широчайшей глобализации население в развитых странах сокращается. А его прирост в мире обеспечивают в основном малоразвитые и недостаточно включенные пока в процесс глобализации страны.
Потому-то при оценке демографических проблем лучше все-таки держать равнение не на страны "черной Африки", а, скажем, на небольшую Швейцарию. При сравнительно небольшом населении эта страна дала миру 27 нобелевских лауреатов! У грузинской нации немало ярчайших достижений в истории. Будь Шота Руставели нашим современником, он бы, думаю, непременно удостоился Нобелевской премии. Но важно жить не прошлым, а будущим.
Кого принимает и кому отказывает Грузия в убежище >>
Проблема не в беспорядочном наращивании любой ценой населения страны, а в том, чтобы ориентир был взят на крупные научно-технические достижения, современные технологии и высокий уровень мышления. К тому же, падение рождаемости сопутствует либеральным экономическим реформам - в Грузии в 90-е годы она сократилась почти вдвое.
Все это свидетельствует, что многие вызывающие едва ли не отчаяние демографические процессы в стране следует толковать и под позитивным углом. Как подтверждение тому, что, в целом, грузинское общество движется в прогрессивном направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции