Власти страны настроены решительно, но путь к становлению транзитным хабом долгий и трудный - амбициозные планы требуют огромных усилий и больших вложений.
Что необходимо стране для того, чтобы превратиться в важный транзитный хаб, и что до сих пор мешает ей добиться этой цели – в материале Sputnik Грузия.
Пробка из фур в регионе Мцхета-Мтианети
© photo: Sputnik / Stringer
Транзитные успехи
Доходы Грузии от пользования дорогами при транзитном проезде фур рекордно растут. В мае они превысили 8,2 млн лари ($2,8 млн), тогда как в начале года находились на уровне 5,3 млн лари ($1,8 млн).
По информации Службы доходов Грузии, территорию страны в этом месяце пересекли более 41,3 тыс. грузовых автомобилей.
Доходы Грузии от транзита фур в январе-мае 2022 года
© Sputnik
В целом, в январе-мае текущего года транзит принес бюджету Грузии на 20,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Военно-Грузинская дорога
Трасса Мцхета-Степанцминда-Ларс на сегодняшний день является единственной сухопутной дорогой, связывающей Грузию и Армению с Россией. А ТПП "Казбеги" - "Верхний Ларс" – единственный функционирующий на сегодняшний день пункт пропуска на сухопутной границе Грузии и России.
Среди основных причин столь стремительного роста транзитных потоков экспертами называются санкции против России и Беларуси. После появления ограничений на движение по европейскому направлению для этих государств грузовые потоки переключились на южные страны.
"Грузия уже получает определенные дивиденды за счет изменившейся ситуации в регионе. В мировом масштабе часть товаропотоков, которые направлялись с Востока в Западную и Северную Европу через Россию, теперь переориентирована на южное направление. В том числе и на Грузию", - заявил Sputnik Грузия эксперт по экономическим вопросам Сосо Арчвадзе.
По его информации, эксперты оценивают общий объем этих изменений в районе 240 млн тонн в годовом исчислении. Конечно, не все они будут направляться через Азербайджан и Грузию в сторону Европы и в обратном направлении, но определенная часть "транзитного пирога" перепадет и Грузии.
Арчвадзе считает, что на вещи следует смотреть более широко. Речь идет не только о переориентации товарных потоков и увеличении пропускной способности Грузии, а в целом развитии сферы оказания услуг в стране, об усилении роли Тбилиси в коммуникационных, банковских и других отраслях.
"Это тоже является частью экспорта, но экспорта услуг. Благоприятные условия возникают не только для транспортировки физических товаров через Грузию, но и для осуществления продвижения услуг через территорию Грузии", - пояснил эксперт.
Кроме того, Арчвадзе считает, что обратить внимание стоит и на переезд граждан из России, Беларуси и Украины, которые теперь ведут свой бизнес в Грузии. В стране рекордно выросли объемы денежных переводов. Только в мае в Грузию перечислили $314 млн, тогда как еще пару месяцев назад эта сумма составляла примерно $25-27 млн.
"Это показывает, что многие компании перевели свои фирмы и сотрудников в Грузию, они здесь получают деньги за оплату трудовой деятельности. Это тоже идет на пользу росту покупательной способности Грузии, увеличивает наш потенциал и, можно сказать, является определенной формой роста экспорта услуг", - отметил эксперт.
Как заявил Арчвадзе, местоположение и потенциал Грузии дают стране возможность и без происходящих сегодня событий из года в год увеличивать свои товарооборот и транзитные объемы.
"Еще несколько лет назад Россия и Турция договорились об увеличении товарооборота между ними более чем в 2,5 раза, где-то с 38 до 100 млн тонн грузов в ежегодном исчислении. Одним из путей перевозок для достижения этой цели рассматривалась Грузия. Так что, был бы мир, а товарные потоки найдутся", - сказал он.
Тем не менее, отмечает эксперт, сейчас сложилась экстремальная ситуация, которая ускоренными темпами выплеснула преимущества географического местоположения Грузии, ставшей более востребованной.
Часть Шелкового пути
Развитие Шелкового пути — один из важных приоритетов правительства Грузии, которое осуществляет значительные инвестиции в этом направлении.
В связи с этим инфраструктура, которая строится и модернизируется в масштабах страны (в том числе автомагистраль Восток-Запад, ж/д ветка Баку-Тбилиси-Карс и временно "зависший" проект глубоководного порта Анаклия), является составной частью китайской стратегии экономического развития "Один пояс – один путь".
"То, что сейчас усиленными темпами идет строительство автобана Восток-Запад на Рикотском перевале, строится рекордный по длине 9-километровый тоннель Квешети-Коби, наряду с расширением возможности КПП с российской стороны, показывает, что транспортные потоки Восток-Запад и Север-Юг будут наращиваться. И в этом заинтересованы не только наши ближайшие соседи, но и более отдаленные страны, в том числе Иран, а также страны Азии, такие как Китай, Казахстан, Узбекистан и так далее", - заявил Арчвадзе.
"Без порта Анаклия не выйдет"
Эксперт по экономическим вопросам Акакий Цомая согласен, что Грузия действительно обладает большим транзитным потенциалом.
Сложившаяся сегодня ситуация в мире показывает, что Грузия является краеугольным камнем в коридоре между Европой и Азией. Поэтому к транзиту грузов из Китая и других азиатских стран через Грузию приковано серьезное внимание.
Цомая считает, что для скорейшего приближения к цели Грузии, в первую очередь, нужно развивать портовую инфраструктуру. В частности, необходимо реализовать грандиозный проект глубоководного порта в Анаклия, который по завершению лишь первой фазы смог бы принимать корабли вместимостью 10 тыс. контейнеров.
На сегодняшний день в стране работают два порта – в Батуми и Поти. Основной грузопоток проходит как раз через последний, однако его возможности ограничены в пределах 1,5 тыс. контейнеров.
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года были начаты работы по углублению дна до 16 метров. На данный момент строительство порта остановлено.
Контракт с "Консорциумом развития Анаклия" власти разорвали в январе 2020 года, так как инвестор не смог выполнить финансовые обязательства.
Уже летом того же года "Консорциум" вместе с одним из иностранных инвесторов проекта Бобом Мейером внесли иски против правительства Грузии в независимые арбитражные суды с требованием возместить финансовые убытки, превысившие миллиард долларов, и восстановить расторгнутое соглашение.
Власти Грузии от проекта не отказались и считают его реализацию приоритетной, поэтому, параллельно с вопросом разрешения арбитражных споров, провели ряд дополнительных исследований по развитию Анаклия и строительству порта.
Кроме того, сообщается, что вся документация для начала нового процесса выбора проекта строительства глубоководного порта в Анаклия на сегодняшний день уже готова.
Черноморский курорт Анаклия. Мост и прибрежная территория
© photo: Sputnik / Stringer
Недостаточно инфраструктуры
По словам Цомая, для громкой заявки в качестве транзитного хаба Грузия пока не готова инфраструктурно. Также сегодня на международной политической арене не наблюдается активности, которая в дальнейшем должна была бы поспособствовать привлечению крупных инвестиций в развитие Грузии.
"В Грузию автоматически пошел большой поток грузов, но мы видим огромные заторы из трейлеров, а это значит, что пропускная способность довольно низкая из-за слабой инфраструктуры", - заявил Цомая.
Кроме того, он считает, что требуется строительство автомагистралей с еще более высокой пропускной способностью в направлении Восток-Запад, чтобы грузы, которые транзитом через Россию попадали в Грузию, шли теперь прямо через Грузию, и как раз на это сегодня и есть большой спрос.
Трасса Восток-Запад
Европейская транзитная дорога Е-60 является вторым по величине европейским транзитным коридором, который начинается в Бресте (Франция) и заканчивается в Иркештаме (Кыргызстан). В Грузии Е-60 начинается на границе с Азербайджаном и заканчивается на побережье Черного моря, близ порта Поти. На территории Грузии длина коридора составляет 392 км.
"Когда речь идет о высокой пропускной способности грузов, нужна гораздо более гибкая инфраструктура, в том числе высокоскоростная железная дорога, глубоководные порты. Такие понятия, как "транспортный хаб" и "инфраструктура", именно это и подразумевают, а в Грузии пока есть только территория и потенциал", - считает Цомая.
По словам эксперта, чтобы стать транспортно-логистическим хабом, нужны серьезные инвестиции для строительства хорошей инфраструктуры, а строительство порта Анаклия дало бы скачок всем остальным процессам.