ТБИЛИСИ, 27 сен — Sputnik. Тайные следственные мероприятия в Грузии ведутся только на законных основаниях, заявил глава Службы государственной безопасности Грузии Григол Лилуашвили.
Так Лилуашвили ответил на вопрос журналиста оппозиционного телеканала "ТВ Пирвели" в связи с тем, "почему журналистов слушают активно". На прошлой неделе в эфире телеканала в передаче "Суббота Нодара Меладзе" вышел репортаж, где говорилась о том, что СГБ якобы ведет тайную слежку, в том числе за оппозиционными лидерами и представителями критических СМИ.
"Прослушивают тех, кого нужно слушать на законных основаниях. Это служит государственным интересам, а не какого-либо журналиста. Кто-нибудь использовал это против вас, вас шантажировал или что, откуда вы все это берете? Это вы создали сами", - заявил Лилуашвили журналистам.
Глава СГБ назвал обвинения телеканала спектаклем и предложил передать ведомству существующие у них материалы.
"Передайте материалы, если хотите разобраться. Но чтобы потом не оказалось, что создателем всего этого является не СГБ, а руководители телекомпании", - добавил Лилуашвили.
Ранее президента Грузии Саломе Зурабишвили назвала повторением прошлого принятие парламентом законопроекта о новых правилах тайных следственных мероприятий. По ее словам, это в определенной мере расширит ареал прослушки. Она также отметила, что оставляет свой телефон, когда проводит важные встречи, так как ее прослушивают.
Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс были приняты еще 7 июня, но президент Грузии Саломе Зурабишвили не стала их подписывать, впервые воспользовавшись правом вето.
Парламент не учел замечания президента и преодолел вето. Документ подписал председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили.
Поправки предполагают продление максимально допустимого срока проведения тайных следственных мероприятий с трех до девяти месяцев и отсрочку оповещения подозреваемого о ведении за ним слежки. Законодательные изменения осудили не только президент, но и оппозиция, а также Венецианская комиссия и посольство США.
Особенности закона
Прослушка и тайная слежка могут вестись в Грузии только по решению суда. Согласно поправкам, ходатайствовать о проведении тайных следственных мероприятий в течение трех месяцев может прокурор. Чтобы продлить срок еще на три месяца, нужно ходатайство вышестоящего чиновника прокуратуры, а еще на три месяца – генпрокурора или его заместителя.
Если же речь идет о таких преступлениях, как убийство, нечеловеческое обращение, должностные преступления, киберпреступления и торговля наркотиками, срок может быть продлен столько раз, сколько необходимо следствию.
Кроме того, срок информирования человека о ведении слежки за ним может переноситься неограниченное число раз, пока это будет необходимо следствию.
Контроль за прослушками остался в руках Службы по защите персональных данных, которая следит, за тем чтобы тайные следственные мероприятия велись на основании решения суда.