ТБИЛИСИ, 9 фев – Sputnik. Европейский суд по правам человека назвал законным арест и избрание меры пресечения экс-мэру Тбилиси Гиги Угулава, но признал нарушением конвенции по правам человека продление этого срока ареста на время следствия.
В настоящее время Угулава находится на свободе. Дело касается событий 2014-2015 годов. Угулава в своей жалобе настаивал на том, что государство нарушило статьи Европейской конвенции по правам человека, гарантирующие право на свободу и неприкосновенность и устанавливающие пределы использования ограничения прав.
Угулава был задержан 3 июля 2014 года. На второй день, 4 июля 2014 года, суд отправил его под арест на время следствия по делу об отмывании денег. Максимально допустимый срок заключения (9 месяцев) истекал 2 апреля 2015 года, но 15 марта 2015 года суд избрал меру пресечения в виде заключения по другому делу – о присвоении телекомпании "Имеди" после того, как 7 ноябре 2007 года туда вошел спецназ и вещание было прервано.
Угулава вышел на свободу после решения Конституционного суда Грузии (16 сентября 2015 года), в котором экс-мэр доказал неконституционность той нормы Уголовно-процессуального кодекса, которая допускала избрания заключения в качестве меры пресечения по разным делам и тем самым продление ареста более чем на 9 месяцев.
Что касается ЕСПЧ, он счел превышение максимального срока заключения в качестве меры пресечения нарушением права на свободу и неприкосновенность, и обязал государство выплатить Угулава 10 тысяч евро.
Аргументы ЕСПЧ
В заключении ЕСПЧ говорится, что до истечения срока заключения национальные суды Грузии не рассмотрели вопрос о том, было ли новое ходатайство о мере пресечения ответом на новые факты или же оно было просто фактическим продлением первоначального срока. Не были рассмотрены и доводы Угулава о необоснованности решения.
"Такое решение требовало исключительной осторожности со стороны властей, чего не последовало", – сказано в решении суда.
В тоже время ЕСПЧ отклонил доводы Угулава о незаконности задержания и первой меры пресечения.
"В этом аресте и первоначальном постановлении о заключении не было никаких "скрытых мотивов". Общего политического контекста также было недостаточно, чтобы доказать, что первостепенной целью было воспрепятствование его участию в политике", – сказано в решении ЕСПЧ.
При этом суд отметил, что Угулава не представил никаких доказательств того, что национальные суды не были достаточно независимыми от органов исполнительной власти или политических деятелей, комментировавших его дело.
"Суд пришел к заключению, что имеются достаточные доказательства того, что Угулава мог совершить рассматриваемые преступления, и поэтому его задержание было разумным", – говорится в решении.
Уголовные дела Угулава
Гиги Угулава был одним из самых активных политиков в команде третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. В 2005-2013 годы был мэром Тбилиси, при этом последний год - уже при власти "Грузинской мечты".
В конце декабря 2013 года Угулава был отстранен от должности после предъявленного обвинения в растрате средств. Позже добавилось обвинение в создании фиктивных рабочих мест, по которому в итоге Угулава провел за решеткой 2 года и 7 месяцев.
Выйдя на свободу в начале 2017 года, Угулава присоединился к "Европейской Грузии", которую основали отколовшиеся от бывшей правящей партии "Единое национальное движение" авторитетные политики. В этой партии он задержался ненадолго - до апреля 2021 года.
В 2020 году Угулава вновь попал за решетку. Верховный суд приговорил его к трем годам и двум месяцам лишения свободы по делу о растрате 48 миллионов лари из Фонда развития Тбилиси в 2011-2012 годах. Согласно материалам дела, эти деньги шли на финансирование координаторов "Нацдвижения".
В мае 2020 года Угулава был помилован по этому делу и вышел на свободу.
В 2015 году суд оправдал Угулава по делу о присвоении телекомпании "Имеди" миллиардера Бадри Патаркацишвили, а в 2020 году - по делу о драке в Тбилисском международном аэропорту.
Угулава все еще проходит обвиняемым по делу о разгоне акции 7 ноября и присвоении Мтацминдского парка, принадлежавшего семье Патаркацишвили.