ТБИЛИСИ, 23 июн — Sputnik. Россия наращивает товарооборот со странами Ближнего Востока, поэтому у транспортного коридора "Север-Юг" большие перспективы, заявил руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе в ходе пресс-конференции в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия.
Пресс-конференция прошла на тему: "Экономические и политические аспекты транспортного коридора Север-Юг". Проект "Север-Юг" представляет собой транспортный коридор, который должен обеспечить связь между балтийским регионом и Индией через Иран и Россию. Пропускная способность коридора – от 20 до 30 млн тонн груза в год.
"Тема действительно очень актуальная сейчас, поскольку развиваются торговые отношения не только между Грузией и Россией, но и сама Россия наращивает товарооборот с такими региональными державами на Ближнем Востоке, как Турция, Иран, и перспективы очень большие", – заявил Рцхиладзе.
Также, по его словам, в развитии коридора есть заинтересованность Индии, которая нацелена на усиление торговых грузопотоков в сторону России, опять же, через Иран, Каспийское море, Кавказ.
"Это и является коридором Север-Юг, который имеет несколько маршрутов, как морской путь, через Каспийское море, так и наземные пути сообщения через Азербайджан, а также в перспективе через Армению и Грузию", – сказал он.
Гулбаат Рцхиладзе - руководитель Института Евразии
© photo: Sputnik / Stringer
Как заявил Рцхиладзе, увеличения пропускной способности КПП "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе будет недостаточно для охвата грузового потока в будущем, поэтому открытие железнодорожного сообщения через Абхазию является логичным решением.
"Встает вопрос открытия железной дороги, самый логичный, краткий путь – через Абхазию. Это грузинская железная дорога, которая полномасштабно функционировала в Советское время", – заявил Рцхиладзе.
Участие Грузии в коридоре "Север-Юг" не устраивает США, Евросоюз, и даже отчасти Турцию и Азербайджан, считает Рцхиладзе.
"Азербайджанская сторона всегда негласно или через СМИ давала понять, что она будет недовольна, если откроется абхазская железная дорога... То, что завозится сейчас в Грузию по железной дороге, завозится из Азербайджана. У него свои довольно солидные тарифы, в том числе на энергоносители", – сказал эксперт.
Гулбаат Рцхиладзе - руководитель Института Евразии
© photo: Sputnik / Stringer
Между тем Рцхиладзе считает, что пункт пропуска "Казбеги-Верхний Ларс" надо развивать и расширять с учетом бережного отношения к богатой природе местности.
"Еще я выступаю за то, чтобы дополнительно, это имеет и социальный и политический смысл, открыть трассу через Цхинвали, в сторону Рокского тоннеля, это разгрузит грузопоток "Ларса", разгрузит Дарьяльское ущелье в целом и пойдет на пользу дальнейшему сближению между грузинами о осетинами", – сказал Рцхиладзе.
ТПП "Казбеги" - "Верхний Ларс" – единственный функционирующий на сегодняшний день пунктом пропуска на сухопутной границе Грузии и России.
По данным ФТС России, в результате комплекса мер за последние пять лет пропускная способность "Верхнего Ларса" возросла на 50%: с 665 до 989 транспортных средств, а в связи с началом использования дополнительных линий – практически до 1 200 грузовых автомобилей в сутки.
До реконструкции этот погранпереход был рассчитан на оформление всего 170 грузовых автомобилей ежесуточно. На сегодняшний день функционируют 39 полос: 12 для грузового транспорта, 2 для автобусов, 1 резервная, 24 для легковых автомобилей.
МТК "Север-Юг"
Международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг " – это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров.
Коридор является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Существует три маршрута МТК "Север-Юг": Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные).