ТБИЛИСИ, 22 сен — Sputnik. Частным партнером государства по проекту первого глубоководного порта в Грузии, в поселке Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети), станет одна из двух зарубежных компаний – швейцарско-люксенбургская компания или китайско-сингапурский консорциум, сказал министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили в парламенте.
Власти Грузии решили возобновить приостановленное в 2020 году строительство порта Анаклия с условием, что государству будет принадлежать 51%. В феврале 2023 года был объявлен конкурс по отбору частного партнера и уже в июне были получены заявки от четырех компаний. В следующий этап прошли две компании.
"Это швейцарско-люксенбургская компания, которая уже перешла во второй этап... Второй – китайско-сингапурский консорциум. Это тоже ведущая группа компаний со всемирным признанием", – сказал Давиташвили.
Он пояснил, что до завершения конкурса разглашать названия компаний не может исходя, исходя из оформленных с ними соглашений о конфиденциальности и международных директив.
Министр подчеркнул, что условия по отбору кандидатов были составлены так, чтобы партнером государства в проекте Анаклия стала надежная компания.
Давиташвили напомнил о большой критике со стороны оппонентов властей, что никто не захочет инвестировать в Анаклия при условии, что 51% порта будет владеть государство, и в результате проект не удастся реализовать.
"Хотя мы увидели достаточно большую заинтересованность международных ведущих компаний с высокой репутацией", – сказал министр.
Он поделился с депутатами деталями всего процесса. В 2022 году государство наняло ведущих западных консультантов, чтобы они помогли выбрать надежных и опытных партнеров для реализации проекта Анаклия.
Межведомственную правительственную комиссию консультировали три компании: голландские Maritime & Transport Business Solutions и Ports Consultants of Roterdam, а также американская Squire Patton Boggs. С их помощью были составлены условия отбора кандидатов.
Maritime & Transport Business Solutions (MTBS) – это одна из ведущих международных консультантов по финансам и стратегии в области портовых бизнес-решений для государственных и частных клиентов.
Port Consultants Rotterdam (PCR) – консалтинговая компания, имеющая международную репутацию в области стратегии, управления, развития инфраструктуры и логистики в портах и терминалах.
Squire Patton Boggs – международная юридическая компания.
В течение года шли консультации с потенциальными партнерами государства по проекту Анаклия. Со многими компаниями было оформлено соглашение о конфиденциальности, после чего они получили от государства исследования и другую важную для инвесторов информацию.
В результате проектом первого глубоководного порта в Грузии заинтересовались четыре компании, которые подали заявки. Из них во второй этап прошли две компании, которые удовлетворяли квалификационным требованиям.
Давиташвили подчеркнул, что российские компании не участвовали в конкурсе по проекту Анаклия. По его словам, решение о том, чтобы в руках государства был контрольный пакет стратегического инфраструктурного объекта, связано именно с тем, чтобы защитить интересы Грузии от возможного влияния любого другого государства.
"Чтобы российские интересы или любого другого государства, другой страны не доминировали над интересами Грузии, и мы максимально защитили свои интересы. Чтобы этот порт, как и другие критические стратегические инфраструктурные проекты, служили интересам нашей страны и нашей экономики", – заявил Давиташвили.
По его словам, в прошлом критически важная инфраструктура Грузии очень безответственно на основе концессионных соглашений с ограничением прав государства передавалась компаниям разных стран.
"И тут не важно какая это будет страна. Когда мы говорим о коммерческих и стратегических интересах, даже две политически дружеские страны могут быть коммерческими конкурентами и не суметь сотрудничать, и могут пострадать интересы той или иной страны", – пояснил министр.
Строительство нового порта Анаклия началось в декабре 2017 года, но было приостановлено. В январе 2020 года власти разорвали контракт с "Консорциумом развития Анаклия", обвинив инвестора в невыполнении финансовых обязательств.
Все о проекте Анаклия
После того как власти Грузии объявили о возобновлении проекта строительства первого глубоководного порта в стране в курортном поселке Анаклия, в марте 2023 года была основана госкомпания ООО "Морской порт Анаклия".
Новая компания обеспечит обновление документации, связанной с проектом порта Анаклия. И уже осенью 2023 года должны начаться строительные работы.
Капитал компании "Морской порт Анаклия" составляет 3 миллиона лари (около 1,1 млн долларов). Она принадлежит государственному ООО "Компания по управлению активами и развитию". Директором является Зураб Сичинава.
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен был соединить Восток и Запад еще в 2016 году.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти. При этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
Именно поэтому строительство глубоководного порта Анаклия очень важно для страны. Как заявляли ранее власти, после реализации первой фазы за год порт сможет принять 900 тысяч контейнеров.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.