Черное море как выход в Европу – перспективы Грузии глазами премьер-министра страны

Премьер среди прочего отметил особый потенциал развития паромного сообщения между Грузией и ЕС
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ТБИЛИСИ, 26 окт — Sputnik. Множество неиспользованных путей есть у Грузии для тесной связи с Европой через Черное море, заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на Global Gateway Forum 2023.
В последнее время на фоне поиска альтернативных путей между Азией и Европой выход Грузии в Черное море приобрел особое значение, однако неразвитая инфраструктура портов в стране не позволяет принимать суда большого тоннажа.

"Несмотря на то, что у Грузии нет сухопутной границы с ЕС, у нас есть еще неиспользованные возможности с пересечением Черного моря, что крепко свяжет нас с ЕС и даст возможность освоить полный потенциал интеграции в единый рынок", – сказал Гарибашвили.

В этом вопросе премьер-министр отметил особый потенциал развития паромного сообщения между Грузией и ЕС, а также прокладку электрокабеля и оптико-волоконного кабеля, что даст возможность укрепить связи между Грузией и ЕС.
Особое внимание премьер-министр Грузии уделил строительству порта Анаклия.
"Строительство глубоководного порта Анаклия увеличит возможности Грузии по перевозке большого количества грузов, и мы намерены увеличить нашу ликвидную роль в конкурентоспособности по морским перевозкам грузов", – сказал Гарибашвили.

Новая жизнь проекта порта

Строительство нового порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но было приостановлено. В январе 2020 года власти разорвали контракт с "Консорциумом развития Анаклия", обвинив инвестора в невыполнении финансовых обязательств.
Власти Грузии решили возобновить строительство порта Анаклия в 2021 году с условием, что государству будет принадлежать 51%.
Сколько власти Грузии потратят на порт Анаклия в 2024 году>>
В марте 2023 года была основана госкомпания ООО "Морской порт Анаклия", которая обеспечит обновление документации, связанной с проектом, и уже осенью 2023 года должны начаться строительные работы.
Капитал компании "Морской порт Анаклия" составляет 3 миллиона лари (около 1,1 млн долларов). Она принадлежит государственному ООО "Компания по управлению активами и развитию". Директором является Зураб Сичинава.
В феврале 2023 года был объявлен конкурс по отбору частного партнера, и уже в июне были получены заявки от четырех компаний.
На данный момент власти рассматривают две зарубежные компании в качестве потенциального частного партнера – швейцарско-люксенбургскую компанию и китайско-сингапурский консорциум. Победитель станет известен до конца 2023 года.

Все о проекте Анаклия

Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен был соединить Восток и Запад еще в 2016 году.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми (АР Аджария) и Поти (регион Самегрело - Земо Сванети). При этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
Порт Анаклия – почему проект важен для Баку>>
Именно поэтому строительство глубоководного порта Анаклия очень важно для страны. Как заявляли ранее власти, после реализации первой фазы за год порт сможет принять 900 тысяч контейнеров.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития порта Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>