ТБИЛИСИ, 26 окт — Sputnik. Множество неиспользованных путей есть у Грузии для тесной связи с Европой через Черное море, заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили на Global Gateway Forum 2023.
В последнее время на фоне поиска альтернативных путей между Азией и Европой выход Грузии в Черное море приобрел особое значение, однако неразвитая инфраструктура портов в стране не позволяет принимать суда большого тоннажа.
"Несмотря на то, что у Грузии нет сухопутной границы с ЕС, у нас есть еще неиспользованные возможности с пересечением Черного моря, что крепко свяжет нас с ЕС и даст возможность освоить полный потенциал интеграции в единый рынок", – сказал Гарибашвили.
В этом вопросе премьер-министр отметил особый потенциал развития паромного сообщения между Грузией и ЕС, а также прокладку электрокабеля и оптико-волоконного кабеля, что даст возможность укрепить связи между Грузией и ЕС.
Особое внимание премьер-министр Грузии уделил строительству порта Анаклия.
"Строительство глубоководного порта Анаклия увеличит возможности Грузии по перевозке большого количества грузов, и мы намерены увеличить нашу ликвидную роль в конкурентоспособности по морским перевозкам грузов", – сказал Гарибашвили.
Новая жизнь проекта порта
Строительство нового порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но было приостановлено. В январе 2020 года власти разорвали контракт с "Консорциумом развития Анаклия", обвинив инвестора в невыполнении финансовых обязательств.
Власти Грузии решили возобновить строительство порта Анаклия в 2021 году с условием, что государству будет принадлежать 51%.
В марте 2023 года была основана госкомпания ООО "Морской порт Анаклия", которая обеспечит обновление документации, связанной с проектом, и уже осенью 2023 года должны начаться строительные работы.
Капитал компании "Морской порт Анаклия" составляет 3 миллиона лари (около 1,1 млн долларов). Она принадлежит государственному ООО "Компания по управлению активами и развитию". Директором является Зураб Сичинава.
В феврале 2023 года был объявлен конкурс по отбору частного партнера, и уже в июне были получены заявки от четырех компаний.
На данный момент власти рассматривают две зарубежные компании в качестве потенциального частного партнера – швейцарско-люксенбургскую компанию и китайско-сингапурский консорциум. Победитель станет известен до конца 2023 года.
Все о проекте Анаклия
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен был соединить Восток и Запад еще в 2016 году.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми (АР Аджария) и Поти (регион Самегрело - Земо Сванети). При этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
Именно поэтому строительство глубоководного порта Анаклия очень важно для страны. Как заявляли ранее власти, после реализации первой фазы за год порт сможет принять 900 тысяч контейнеров.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития порта Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.