Юркомитет парламента Грузии преодолел вето президента на закон об "иноагентах"
Парламентский секретарь президента Грузии отказался от содержательного обсуждения забракованного законопроекта
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенТБИЛИСИ, 27 мая — Sputnik. Юридический комитет парламента Грузии преодолел вето президента на резонансный законопроект "О прозрачности иностранного влияния", предусматривающий создание реестра финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций и СМИ и заполнение ими деклараций.
Президент Саломе Зурабишвили в мотивированных замечаниях к вето отметила, что законопроект не подлежит изменениям, добавив одну статью, согласно которой закон теряет силу через день после вступления в силу. В правящей партии "Грузинская мечта" заявили, что президент закрыла пространство для дискуссии и возможность внесения изменений, соответственно вето будет преодолено.
"Вы не заставите меня перейти на содержательное, постатейное рассмотрение закона... Весь закон неприемлемый, и его надо отменить", – заявил парламентский секретарь президента Георгий Мсхиладзе на заседании.
По его словам, законопроект противоречит четырем статьям Конституции: "Право на объединения" (статья 22), "Права на неприкосновенность личной и семейной жизни, личного пространства и коммуникации" (статья 15), "Право на равенство" (статья 11), "Интеграция в европейские и евроатлантические структуры" (статья 78).
В случае принятия законопроекта, по словам парламентского секретаря президента, в опасности окажутся неправительственные организации и СМИ.
Мсхиладзе повторил слова президента и митингующих с 15 апреля против законопроекта представителей оппозиционных партий, неправительственных организаций и активистов о том, что парламентское большинство принимает аналог российского закона об "иноагентах".
Мсхиладзе подчеркнул, что доказательством неприемлемости инициированного парламентским большинством законопроекта "О прозрачности иностранного влияния" является заключение Венецианской комиссии и заключение Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ от 2023 года, когда законопроект был инициирован первый раз, а позже отозван.
Депутаты от правящей партии настаивали на том, чтобы Мсхиладзе аргументировал утверждения о том, что законопроект представляет опасность для НПО и СМИ.
"Скажите мне и обществу, конкретно какой статьей ограничивается или как-то напрямую или косвенно могут возникнуть проблемы или могут возникнуть ограничения для СМИ или неправительственных организаций? Может быть, мы не знаем, объясните нам. Это же обсуждение", – сказал депутат "Грузинской мечты" Алуда Гудушаури.
Президент отправила в парламент "клочок бумаги", полностью лишенный каких-либо аргументов и логики и в некоторых случаях содержащий оскорбления, сказал в свою очередь депутат от правящей партии "Грузинская мечта" Давид Матикашвили.
Он назвал Зурабишвили рядовым радикально настроенным оппозиционером, которого не интересует прогресс страны и которым движут только личные интересы.
"Сегодня она (Зурабишвили – ред.) лидер тех, кто назвал ее президентом", – сказал Созар Субари, депутат от партии "Сила народа", входящей в парламентское большинство.
Не преодолевать вето на т. н. закон об "иноагентах" призвал парламентское большинство Народный защитник Грузии Леван Иоселиани.
"Считаем, что имеющаяся у этого закона цель, чтобы был установлен еще выше стандарт в связи с прозрачностью поступающих из других стран в Грузию сумм, абсолютна легитимна, хотя для достижения этой цели и сейчас возможно внесение изменений в действующее законодательство", – сказал Иоселиани на заседании.
По его словам, следует проявить больше ответственности для снятия напряженности, возникшей в стране из-за принятия этого законопроекта.
"Есть возможность, чтобы парламент на завтрашней сессии отказался от преодоления вето, тем более у нас есть хорошие примеры этого, отложил преодоление этого вето, чтобы появилось пространство для обсуждения внесения изменений в другие законодательные акты", – Иоселиани.
Во вторник вопрос будет вынесен на пленарное заседание парламента. В случае преодоления вето президента будет принята первоначальная версия законопроекта. Закон вступит в силу после того, как его подпишет председатель парламента, далее он будет обнародован на сайте Законодательного вестника Грузии.
Страсти вокруг законопроекта
Парламент Грузии 14 мая принял законопроект "О прозрачности иностранного влияния" в третьем и окончательном чтении на фоне продолжающихся в течение месяца акций протеста.
Президент Саломе Зурабишвили 18 мая воспользовалась правом вето, а правящая партия "Грузинская мечта" заявила, что преодолеет его, так как это является единственной возможностью снять напряженность в стране.
Власти аргументировали повторное инициирование законопроекта, отозванного на фоне массовых протестов в марте 2023 года, тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии.
Скандальный законопроект предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ в реестре организаций, проводящих интересы зарубежной силы, если более 20% их годового дохода – это зарубежное финансирование. В год раз они должны заполнять декларацию.
Отказ от регистрации или не заполнение декларации в установленные сроки повлечет за собой штраф в 25 тысяч лари.
Согласно законопроекту, полномочное лицо министерства юстиции Грузии получает право в любое время провести мониторинг (надлежащее исследование и изучение вопроса) для выявления организаций, проводящих интересы иностранной силы, или проверки выполнения требований закона.
Для проведения мониторинга полномочное лицо Минюста получает право отыскать персональные данные и содержащую тайну информацию, за исключением гостайны.
Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты, выступающие против принятия законопроекта "О прозрачности иностранного влияния", утверждают, что он ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС.
К отказу от принятия данного законопроекта Грузию призвали Евросоюз и отдельные страны ЕС, США, ООН, НАТО и Совета Европы.
Власти Грузии подчеркнули, что законы о прозрачности иностранного финансирования уже есть у США, Израиля и Австралии, а в Евросоюзе и Франции такие законопроекты находятся на стадии рассмотрения.