ТБИЛИСИ, 3 сен — Sputnik. Церковь – это институт, который должны уважать все, даже атеисты, так как она является одной из главных опор грузинской национальной идентичности, заявил исполнительный секретарь правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Мамука Мдинарадзе.
В оппозиции назвали предвыборным трюком инициативу, направленную на дальнейшее укрепление конституционного статуса ГПЦ, которую впервые озвучил почетный председатель "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили. На встрече с избирателями в Гурии 31 августа он заявил, что в Конституции Грузии четко будет отражена миссия православия как опоры идентичности грузинского государства. Также будет подчеркнута особая роль ГПЦ как в истории Грузии, так и в современности страны.
"Церковь – это тот институт, который, если даже вы были бы атеистом, вы должны уважать как одну из главных опор, основ вашей грузинской национальной идентичности", – заявил Мдинарадзе.
По его словам, Церковь сегодня очень твердо стоит на стороне истины, традиций, и религия грузинского народа всегда была в авангарде правильной позиции, поэтому удары со стороны оппозиции направлены против церкви, отметил Мдинарадзе.
Именно этим, как заявил Мдинарадзе, обусловлена цель правящей партии – получить легитимность на предстоящих парламентских выборах.
"Грузинская мечта" сможет внести изменения в основной закон страны только в том случае, если по результатам выборов сможет получить конституционное большинство (3/4 мест) в парламенте страны.
"Наша цель – добиться легитимности путем выборов, чтобы внести в Конституцию еще более твердую запись, еще больше продемонстрировать статус православной религии, еще больше представить позиции, поднять и улучшить качество этой опоры как конституционного соглашения", – заявил Мдинарадзе.
Как ранее заявил протопресвитер Георгий Звиададзе, речь идет о 8-й статье Конституции, которая касается отношений между государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церковью. В ней, в частности, говорится следующее:
Государство, наряду со свободой убеждений и вероисповедания, признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церкви в истории Грузии и ее независимость от государства. Отношения Грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церкви определяются конституционным соглашением, которое в полной мере должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав и свобод человека.
Предложение заключалось в том, чтобы в первом подпункте появилась следующая запись: "Православное христианство является опорой идентичности грузинского государства".
А во втором подпункте добавить лишь одно слово – "современность", и сформулировать следующим образом: "Государство, наряду со свободой убеждений и вероисповедания, признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церкви в истории и современности Грузии и ее независимость от государства".
Известно, что изначально правящая команда предложила Патриархии Грузии инициативу о возможном провозглашении православия государственной религией. Информацию ранее подтвердил глава Службы по связям с общественностью Патриархии Грузии, протоиерей Андрия Джагмаидзе. Он "перевел" эту инициативу как желание "Грузинской мечты" укрепить статус и роль церкви в общественной жизни.
Однако инициатива оказалась неприемлемой для Грузинской православной церкви. Как разъяснил Звиададзе, Церковь считает, что правовая модель отношений с государством, которая существует сегодня в виде Конституционного соглашение с Грузинской Апостольской Автокефальной Православной церковью, является уникальной.
В настоящее время отношения между государством и ГПЦ регулируются Конституционным соглашением от 2002 года, принятым при президенте Эдуарде Шеварднадзе, в котором говорится, что "государство и Церковь подтверждают свою готовность сотрудничать, соблюдая принцип взаимной независимости, на благо населения страны".
Основная часть верующих Грузии – православные христиане (84,9%). Есть также мусульмане (10,9%), приверженцы армяно-апостольской церкви (3%), католики (0,5%) и представители других конфессий (0,7%).