ТБИЛИСИ, 12 окт — Sputnik. Появление следа экс-президента Грузии Михаила Саакашвили в деле о попытке убийства в 2016 году на то время депутата грузинского парламента Гиви Таргамадзе должно заинтересовать следствие, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
Накануне Генпрокуратура Грузии сообщила, что осужденный за попытку убийства в 2016 году Гиви Таргамадзе Давид (Дарчо) Хечуашвили рассказал следствию, что ему было поручено следить за передвижением Таргамадзе по инициативе находящегося тогда на Украине экс-президента Михаила Саакашвили. Также в деле фигурирует экс-заместитель министра внутренних дел Гия Лорткипанидзе.
"Выявление в этом преступлении следа Михаила Саакашвили и Гии Лоткрипанидзе заставляет задуматься и должно стать предметом особого интереса следствия", - сказал Кобахидзе.
Автомобиль Таргамадзе взорвался неподалеку от офиса бывшей правящей партии "Единое национальное движение" в центре Тбилиси 4 октября 2016 года, за четыре дня до парламентских выборов. Находящиеся в машине Таргамадзе и его водитель отделались легкими повреждениями, а пятеро прохожих серьезно пострадали.
Кобахидзе также назвал подозрительным возвращение Хечуашвили в Грузию перед выборами.
"Согласитесь, странно, что лицо, которое обвиняется в тяжелейшей провокации перед выборами в 2016 году и которому в Грузии грозит 18-летнее заключение, за две недели до выборов в парламент Грузии 26 октября пересекло т.н. "зеленую границу" и планировало незаконно въехать в Грузию", - сказал Кобахидзе.
Разумно предположить, что на такой шаг человек может пойти только или из-за шантажа, или требования осуществления аналогичного задания, добавил премьер.
Скандальные показания
Как выясняется из показаний осужденного, в конце августа 2016 года Хечуашвили встретился с неизвестным ему человеком, неким Димой (Дмитрием), который передал ему поручение Шота (Мевлуда) Чичиашвили о желании встретиться с ним.
Как рассказал Хечуашвили, который был задержан лишь спустя восемь лет после преступления, 19 сентября, он в прошлом был знаком с Чичиашвили, поэтому согласился на встречу.
Во время встречи Чичиашвили сообщил Хечуашвили, что он недавно вместе с бывшим заместителем министра внутренних дел Гией Лорткипанидзе встречался на Украине с бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили.
Согласно показаниям Хечуашвили, Чичиашвили рассказал ему, что Саакашвили во время той встречи сказал, что не доверяет члену своей партии Гиви Таргамадзе и что у него есть информация о том, что якобы Таргамадзе перед выборами сотрудничает с властями Грузии.
Тогда же Чичиашвили сообщил, что Саакашвили поручил ему установить слежку за Гиви Таргамадзе, сказал осужденный в своих показаниях. Чичиашвили решил перепоручить это дело Хечуашвили.
В частности, Чичиашвили попросил Хечуашвили о помощи в слежке за Таргамадзе и предоставлении информации о его передвижении взамен на хорошую должность в Одессе. Хечуашвили принял предложение и вместе с их общим знакомым Димой начал следить за передвижением объекта.
Согласно показаниям Хечуашвили, сначала они следили за Таргамадзе на принадлежащей ему машине марки "Мерседес", а позже – на идентичной машине, но уже с транзитными номерами. Как сказал Дима, эту машину ему предоставили специально для слежки.
За рулем во время контроля за передвижением Таргамадзе в основном сидел Хечуашвили.
Во время одной из слежек, по словам осужденного, а именно 4 октября 2016 года, он сообщил Чичиашвили по телефону, что Таргамадзе вошел в офис бывшей правящей партии "Единое национальное движение" на площади Орбелиани (Колхозной площади).
Когда Таргамадзе покинул офис партии и сел в машину, Хечуашвили доложил об этом Чичиашвили, после чего машина взорвалась. Хечуашвили об этом сообщил Чичиашвили, после чего, по указанию последнего, покинул Грузию. Он незаконно пересек грузино-турецкую границу.
Расследование по делу продолжается для установления других связанных с преступлением лиц и обстоятельств, сказано в сообщении генпрокуратуры.
Хечуашвили был в розыске с 2016 года. В 2017 году он был объявлен в розыск по линии Интерпола.
В марте 2019 года Тбилисский городской суд заочно признал его виновным в попытке умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах, незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия, боевых материалов, взрывчатого вещества и взрывного устройства, а также повреждении-уничтожении чужой вещи и приговорил к 18 годам тюрьмы.
Попался Хечуашвили 19 сентября 2024 года, когда незаконно пересек государственную границу Грузии через т. н. "зеленую зону". Его зафиксировала камера на охраняемом пограничным сектором "Карцахи" участке, на турецко-грузинской границе.
Детали дела
Согласно материалам дела, которые были представлены на суде, Хечуашвили, запланировав вместе с соучастниками убийство Таргамадзе, начинил заднюю часть машины депутата взрывчаткой.
Вечером 4 октября Таргамадзе вышел из офиса "Нацдвижения" на улице Собчака в центре Тбилиси и сел в машину. После того, как Хечуашвили убедился, что в машине, кроме Таргамадзе и его водителя никого нет, он подождал, пока машина поедет в направлении площади Орбелиани и приблизится к улице Векуа, и привел взрывное устройство в действие.
По данным прокуратуры, после преступления Хечуашвили покинул Грузию.
По делу о подрыве машины Таргамадзе проходил некий Борис Чагунава, полиция задержала его через три дня после случившегося по обвинению в незаконном хранении оружия. В феврале 2017 года Тбилисский суд признал Чагунава виновным и приговорил к 4 годам условно.
В то время Таргамадзе был членом "Единого национального движения". После выборов он и многие другие лидеры партии покинули ее и основали свою политическую организацию – "Европейская Грузия – движение за свободу".
Таргамадзе выразил недоверие следствию и начал собственное расследование. Он утверждал, что стал мишенью российских спецслужб, поскольку его подозревали в организации протестов в России. В одном из интервью Таргамадзе предположил, что Хечуашвили, возможно, уже нет в живых.