ТБИЛИСИ, 9 ноя — Sputnik. Правительство Грузии активно привлекает инвестиции в сферу логистики для укрепления позиции страны как регионального логистического хаба, заявил замминистра экономики и устойчивого развития Грузии Геннадий Арвеладзе на 23-м министериале программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества CAREC в Казахстане.
Министериал и соответствующие мероприятия высокого уровня CAREC проходили в столице Казахстана Астане 7-8 ноября. Сессии были посвящены региональной энергетической безопасности в регионе Центральной Азии, инновационным решениям проблем изменения климата и роли искусственного интеллекта, а также развитию Среднего коридора.
"Мы активно привлекаем инвестиции в логистику и интермодальные объекты, чтобы укрепить позиции Грузии как регионального логистического хаба", - заявил Арвеладзе.
По его словам, показательно, что на фоне растущей популярности Среднего коридора возрастает интерес частного сектора к логистическим проектам, что значительно повысит интеграцию Грузии в региональные и международные транспортные сети.
Арвеладзе отметил, что стратегическое географическое положение Грузии естественным образом определяет роль страны как ворота между Европой и Азией.
По его словам, в последние годы страна еще больше укрепила свой транзитный и логистический потенциал за счет значительных инвестиций в транспортную инфраструктуру, а также за счет совершенствования правовой и институциональной базы.
В том числе правительство приняло стратегию и план действий в области логистики и транспорта, а также реализует ряд стратегических проектов, таких как модернизация железных дорог; железная дорога Баку-Тбилиси-Карс; автомагистраль Восток-Запад; глубоководный порт Анаклия и другие.
Арвеладзе акцентировал внимание на углублении сотрудничества между странами CAREC, включая упрощение транспортных операций и беспрепятственность трансграничных перевозок по Среднему коридору, а также использование для этой цели цифровых технологий.
Кроме того, он отметил, что правительство Грузии активно работает над развитием портовой инфраструктуры на Черном море и активизацией паромного сообщения с другими черноморскими портами.
По словам Арвеладзе, увеличение частоты прямого паромного сообщения в порты Румынии и Болгарии положительно сказалось на темпах грузооборота – в частности, по данным девяти месяцев 2024 года, он увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В министериале CAREC приняли участие не только высокопоставленные представители стран-участниц, но и руководители таких организаций, как Азиатский банк развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Средний коридор
Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан в феврале 2014 года с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
В 2023 году по Среднему коридору было перевезено 2,7 миллиона тонн грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом. В настоящее время в проекте "Транскаспийского международного транспортного маршрута" представлены 25 компаний из 11 стран мира.
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора
© Sputnik / Elnur Salayev
Маршрут коридора в настоящее время проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу.
В июне 2022 года главы МИД Турции, Азербайджана и Казахстана договорились о наращивании трехстороннего и регионального сотрудничества и развития потенциала Среднего коридора Восток-Запад через Каспийское море. Турция выступила инициатором включения в коридор Грузии как части транзитного пути.