02:03 22 Мая 2019
Прямой эфир
  • EUR3.0848
  • 100 RUB4.2905
  • USD2.7676
Военно-Грузинская дорога, неподалеку от российско-грузинской границы.

Военно-Грузинская дорога: без снега, но с приключениями

© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Аналитика
Получить короткую ссылку
Робинзон Начкебия
271121

Чистое полотно дороги, сравнительно небольшое расстояние - 208 километров, разделяющее Тбилиси и Владикавказ, и кажется, что проехать по этому пути можно очень легко. Но углубившись в горы, замечаешь и лед на трассе, и туман, и сугробы по обе стороны дороги. И казалось, самая обычная поездка превращается в небольшое приключение.

ТБИЛИСИ, 23 фев — Sputnik. Проезжая зимой по Военно-Грузинской дороге, нередко можно встретить стоящие на обочине вдоль трассы длинные вереницы грузовых машин, направляющихся к грузино-российской границе. Кажется, что лента из грузовиков уходит до горизонта вместе с дорогой. Вдоль трейлеров скучая, прогуливаются водители. Но как выяснилось, очереди возникают не только из-за плохой погоды. Даже при ярком солнце и отсутствии снега на дороге движение по трассе может быть ограничено.

Бесснежная зима

В этом году во второй половине февраля в горах, через которые проходит Военно-Грузинская дорога, не так много снега. Следуя из Тбилиси, надо доехать почти до Гудаури, чтобы ощутить зиму и увидеть заснеженные склоны гор. И даже там сквозь белый покров местами уже виднеется земля. Стоит без дела, словно ожидая своего часа, снегоуборочная техника. Водители время от времени разогревают ее, держа в состоянии готовности. Дороги чистые, вплоть до самой границы.

Синоптики говорят, большой снег тут еще выпадет – его ждут в конце февраля и в марте. Впрочем, уже сейчас в горах днем нередко собираются тучи и начинают сыпаться мелкие снежинки. Словно напоминая, что зима еще вернется. Тем временем водителям все равно приходится быть осторожными  — в горах туман,  за окнами машин мороз. Минусовые температуры особенно чувствуются с заходом солнца, и на трассе нередко встречаются обледеневшие участки.

Проезжая Гудаури – известный зимний грузинский курорт, становится понятно, почему многие туристы, любители экстремальных видов спорта, на машинах выезжают дальше в сторону грузино-российской границы. Видимо, в Гудаури им уже не хватает снега и острых ощущений. И дальше, забравшись повыше в горы, они на свой страх и риск покоряют заснеженные склоны, самостоятельно взбираясь на них и затем скатываясь прямо к дороге, опоясывающей цепочку горных вершин. С одной стороны развлечение, а с другой — так они подвергают опасности не только себя, но и водителей. Так как в случае наезда на человека, в Грузии всегда признают виновным того, кто управлял машиной.

"Непредсказуемая, как грузинский характер"

Арсений Дьяконов — один из многих российских дальнобойщиков, которому несколько раз за месяц приходится пересекать грузино-российскую границу, доставляя по Военно-Грузинской дороге различные товары в Грузию, Армению и другие страны.

Выяснилось, что Арсений родом из Северной Осетии. За его плечами — не один десяток лет работы дальнобойщиком. Грузию он уже знает довольно хорошо. И по его же словам, "Военно-Грузинская дорога – это как непредсказуемый грузинский характер". Что имел в виду Арсений, выясняется дальше, когда он начинает делиться своими  впечатлениями о резкой смене погоды в грузинских горах.

"Погода тут непредсказуемая – едешь, и неожиданно все может поменяться. Так прошлой весной я на целую неделю застрял в Казбеги (Степанцминда).  Со мной тогда были и другие ребята, и мы помогали друг другу так же, как и местные жители", — рассказал Арсений, в то же время с теплотой вспоминая внимание проживающих тут грузин. Сейчас по его словам, особых проблем на территории Грузии пока не было, большое количество машин скапливается с российской стороны границы.

Тоннели – вот в чем проблема

Следуя по полностью расчищенной от снега дороге в сторону Крестового перевала, неожиданно встречаем колонну легковых машин, путь которым перекрыла полиция. Ждем в очереди почти полтора часа. Полицейские объясняют, что дальше по трассе скопились около сорока трейлеров, следующих из России, и необходимо их пропустить. Оказывается, через несколько объездных лавинозащитных тоннелей, действующих в зимнее время между Гудаури и Коби, крупные грузовые машины могут проезжать только в одну сторону.

Позже, уже на таможенно-пропускном пункте "Дариали" его сотрудники рассказывают, что после непогоды в начале февраля на границе действительно скопилось много машин. В последние дни они пропускали через границу до 300 трейлеров в каждом из направлений.

Как контролируется ситуация с российской стороны, мы увидеть не смогли, но за порядком на дороге на территории Грузии следила патрульная полиция, регулируя поток грузовиков так, чтобы не возникло заторов и движение не было заблокировано.

Полиция временно закрывает одну полосу движения, чтобы по дороге могли проехать трейлеры.
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Полиция временно закрывает одну полосу движения, чтобы по дороге могли проехать трейлеры.

Опасная зона

В нескольких километрах от границы нас встречает огромный яркий желтый баннер с надписью "Опасная зона – 1500 метров".  Хотя снега тут нет вообще, водителям приходится передвигаться с осторожностью по разрушенной местами дороге.

В мае и августе 2014 года тут сошли с гор селевые потоки, образовав в ущелье завалы из камней и почвы, воды Терека затопили значительную часть территории. Тогда движение по дороге, разрушенной в результате стихийного бедствия, перекрывалось на несколько недель.

Баннер с предупреждающей надписью в Дарьяльском ущелье, неподалеку от грузино-российской границы.
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Баннер с предупреждающей надписью в Дарьяльском ущелье, неподалеку от грузино-российской границы.

Восстановительные работы на территории, пострадавшей от селя, ведутся и по сей день. Неподалеку от ТПП "Дариали" строится новая парковка для трейлеров и административные здания.

В то же время таможенно-пропускной пункт с грузинской стороны  сегодня работает с полной нагрузкой. Здесь действует принцип "одного окна", на оформление каждой машины уходит максимум 15 минут.

Что надо знать туристам

В дороге нас просит подвезти до Степанцминда турист из Канады Оливер Ниаковски со своей попутчицей – любительницей горнолыжного спорта из Ирана. Он делится своими впечатлениями о Грузии и дает несколько полезных советов тем, кто приедет в нашу страну зимой и отправится в горы.

Турист из Канады Оливер Ниаковски ждет попутную машину, которая довезет его до Степанцминда.
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Турист из Канады Оливер Ниаковски ждет попутную машину, которая довезет его до Степанцминда.

"Надо брать с собой теплую одежду, еду, фонарик, батарейки, топор и два литра воды. Почему два литра воды? Когда человек поднимается высоко в горы, его желудок сужается, но ему нужно пить. Максимальное количество воды, которое он в этом состоянии может принять – два литра. Больше нельзя", — поделился своим опытом Оливер.

Тем, кто следует в горы на машине, надо следить за уровнем топлива. Бензозаправочные станции есть только в поселках Гудаури и в Степанцминда, а между этими населенными пунктами – 32 километра. Также обязательны зимние шины, и неплохо возить с собой цепи. Иногда наличие цепей становится обязательным условием для пересечения заснеженных участков дороги, где во время сильных осадков сразу вводятся ограничения.

Экспериментировать с ездой по бездорожью в горах и в снегу опасно - неожиданно можно посадить машину в сугроб, откуда без посторонней помощи не выбраться.
© photo: Sputnik / Александр Имедашвили
Экспериментировать с ездой по бездорожью в горах и в снегу опасно - неожиданно можно посадить машину в сугроб, откуда без посторонней помощи не выбраться.

Водители-дальнобойщики советуют тем, кто занимается перевозкой грузов по Военно-Грузинской дороге, всегда иметь с собой недельный запас пищи и теплую одежду.

Застряв на неделю на дороге — как Арсений Дьяконов, а то и больше, спать водителю скорее всего, придется в своей машине. Гостиницы поблизости скорее всего, может и не оказаться, хотя вдоль дороги до границы с Россией нередко встречаются небольшие отели. Стоимость проживания в сутки там начинается от 50 лари. А самые дорогие комнаты отдыха и гостиницы расположены в Гудаури.

По теме

Грузинская "Дорога жизни"
Путь через горы - 200 километров между Тбилиси и Владикавказом


Главные темы

Орбита Sputnik