Тбилиси – город, который можно считать готовой декорацией к сотне фильмов. Узкие, горбатые улочки, красивые старинные дома. Он тот актер, которого кинематографисты величают между собой лирическим героем. На него с какой стороны ни направь камеру, все ракурсы будут удачные. Но кинокамера выхватывала, конечно же, определенную натуру.
Где встретились Дата Туташхиа и Штирлиц
Есть в Тбилиси один старинный дом, знаменитый помимо собственной интересной истории еще и тем, что в нем проходили съемки не одного, а даже двух фильмов. Это знаменитый особняк табачного промышленника Николая Бозарджянца на улице Чонкадзе. Дом стал условным местом встречи Даты Туташхиа и Штирлица.
Фильм "Семнадцать мгновений весны" вышел на экран в августе 1973-го. Драма про советского разведчика снята по мотивам романа Юлиана Семенова. Фильм было решено делать черно-белым, для максимального сходства с документальной хроникой. 12 серий захватывающей военной драмы. Страна замирала, когда на экране появлялся мужественный, интеллигентный и привлекательный разведчик Исаев. Вячеслав Тихонов сыграл в сотне других фильмов, но наибольшую известность принесла ему роль Штирлица. Именно она сделала его идеалом целой эпохи.
Натурные съемки картины режиссера Татьяны Лиозновой решили снимать в ГДР. Дело касалось тех частей фильма, где советский разведчик должен был появиться в кадре на фоне берлинских улиц. Остальное снимали "дома", в Советском союзе. Цветочную улицу, по которой Плейшнер (Е. Евстигнеев) шел на явку, снимали в Риге, прогулки Штирлица в лесу – в Подмосковье, а встречу Шлага (Ростислава Плятта) в Швейцарии с кюре и переход через Альпы - в Тбилиси и Боржоми.
Особняк Бозарджянцев
О том, что один из эпизодов фильма снимался в знаменитом особняке табачников Бозарджянцев, я читала много раз. Но, признаться, все руки никак не доходили найти этот самый эпизод. Сцена начинается с общего плана – улица Чонкадзе, проезжающая машина тех времен, о которых рассказывается в картине. Семенящая мимо дома дама в шляпе и выходящий из парадного дома Бозарджаянц пастор Шлаг. Пастор выходит из исторического дома не один, а в компании с представителем Ватикана в Швейцарии - кюре. Они стоят некоторое время у входа в дом, а потом герой Плятта прощается с кюре и неспешным шагом спускается от дома вниз.
А несколькими годами позже в том же доме снимались эпизоды из киноновеллы, снятой по роману Чабуа Амиреджиби. Исторический роман рассказывает о герое, который задается целью искоренить зло и вступает из-за этого в конфликт с законом и государством. Роль Туташхиа в фильме блестяще исполнил известный грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси.
Много испытаний на его нелегком пути выпадает главному герою. Разочаровавшись, разуверившись в торжестве справедливости и силе добра, Дата Туташхиа приезжает в Тифлис. И знакомится с группой либерально настроенных интеллигентов. Происходит это в хорошо известном историческом доме. В фильме есть сцена, где Туташхиа выходит на балкон дома с Нано Тавкелишвили, которую играет Софико Чиаурели.
Грустная "Свадьба"
У дома в самом начале улицы Зубалашвили очень примечательное местоположение. Он своим фасадом смотрит прямо на внутренний двор дома правительства. Дата строительства дома указана на фасаде: с 1900 по 1901 год. В прошлом это Доходный дом. Здесь жил самый известный тифлисский карикатурист Оскар Шмерлинг. У Оскара Ивановича не просто забавные карикатуры, они у него очень точно передают быт и колорит Тифлиса. Талантливый художник умел мастерски передать в своих рисунках характер времени, занятий и человеческих взаимоотношений. Благодаря его рисованным картинкам, у нас есть очень яркое представление о жизни и быте предков.
Дом появляется в кадре грузинского короткометражного фильма "Свадьба". По сюжету, в этом доме живет возлюбленная героя. Каждый раз, гуляя с юной виолончелисткой, он провожает ее до дома и дарит цветы. Герой представляет собой смесь этакого передовика производства и простодушного романтика. Его ухаживания за девушкой немного неуклюжи, смешны и трогательны.
Как-то раз герой заявляется с очередным букетом к ней домой, а там свадьба - девушка вышла замуж за другого. И вот тут при всей легкости и незамысловатости сюжета становится грустно и больно за наивные грезы простака.
Бунт тифлисских прачек на лестнице
Есть дома, к которым ты питаешь особые чувства. Они роднее и ближе остальных. Просто потому, что тебя с ними связывает нечто большее, чем пиетет к архитектурному гению. В доме на улице Ингороква, к слову, жил композитор Микаэл Таривердиев.
- Мы не умираем. Это абсолютная чепуха. Не может умереть то, что мы видим, чувствуем. Может умереть тело, одежда, кожа, волосы, зубы. Все остальное не умирает. "Поэтому это не страшно, абсолютно", - говорит в одном из интервью Микаэл Леонович.
Дом, если смотреть на него со двора, имеет форму подковы. По левую сторону от входа во двор соседи разбили милый и аккуратный сад. Венчает уютное великолепие тенистого дворика живописного вида лестница. На ступенях капризно изогнутой лестницы снимали эпизоды одного из самых известных грузинских мюзиклов Георгия Шенгелая "Мелодии Верийского квартала". Тут после бунта тифлисских прачек мыли свое белье мужчины.
Балкон имени влюбленных
Старый фильм "Кето и Котэ" считается классикой грузинского кинематографа. Он поставлен по известной грузинской пьесе Авксентия Цагарели "Ханума". В нем рассказывается о любви двух молодых людей, которых взрослые задумали разлучить. Богатый тифлисский купец мечтает породниться с аристократией (для того, чтобы самому слыть аристократом) и собирается для этого выдать свою дочь-красавицу Кето за разорившегося князя Левана Палавандишвили. Молодые в отчаянии, и когда кажется, что над их будущим нависла беда, на помощь приходит тифлисская сваха – ханума. Свадьба по расчету расстраивается.
Сцены из музыкального фильма снимали во дворце молодежи, бывшем доме царского наместника на Кавказе Михаила Воронцова. Причем для съемок использовались как интерьер дворца, зеркальный зал, например, так и балкон, выходящий в сквер.
На этих капризно изогнутых лестницах с балкона Котэ поет любимой серенаду, по ним сбегает в сад влюбленная и мечтающая о встрече с суженым Кето. В кадрах старого фильма мелькают и стены другого, не менее известного исторического здания - первого корпуса Национальной библиотеки парламента Грузии. В эпизоде, когда Ханума уходит от князя, она спускается по фантастически красивой лестнице библиотечного вестибюля. Показывается в кадре роскошный, расписанный художником Генрихом Гриневским потолок.
В первом и последнем кадре
Есть одна лирическая киноповесть, где любимый "отец солдата" Серго Закариадзе предстает в совершенно другой, но не менее интересной ипостаси. В фильме "День последний, день первый" он играет почтальона, который с завтрашнего дня уходит на пенсию. А сегодня ему нужно обучить премудростям профессии молодую девушку Ламару.
С девушкой выходит занятная история. Ламара не поступила в институт и по путевке райкома комсомола пришла работать на почту. А тут дядя Георгий, который берется провести ее по адресам, где с таким нетерпением ждут корреспонденции от него. Последний день службы почтальона Георгия и первый день работы Ламары оборачивается для обоих чуть ли не самым захватывающим приключением. Они накрепко сдружатся, правда, до тех пор совершат много хороших дел. Спасут от разлуки любящих людей, примут роды, помогут встать на истинный путь бывшему преступнику.
Живописных картинок города в картине много, ведь герои весь день ходят по улицам, разносят по адресам почту. А вот известное историческое здание появляется в самых первых кадрах фильма. В самом начале, то ли во сне, то ли наяву Ламара поднимается со своим возлюбленным по винтовой дороге здания станции канатной дороги на проспекте Руставели. Эпизод лиричный и музыкальный. И продолжается он солидное время. Это первый и последний кадр исторического здания, которое настолько узнаваемо.
Тбилисский "Форсаж"
И замыкает наш почетный, но неполный список американский блокбастер "Форсаж". Съемки фильма проходили в городе летом. И наделали много шуму. Население разделилось на тех, кто снимал кадры съемок и выкладывал их в социальную сеть, и тех, кто возмущался по поводу перекрытых дорог и парализованных районов.
Впрочем, оба лагеря сходились в том, что это, конечно же, здорово, когда мировой кинематограф в качестве съемочной площадки выбирает именно твой город. Это говорит только об одном – Тбилиси, как и прежде, продолжает оставаться в кинематографическом тренде.