Шел пятый день домашнего насилия (зачеркнуто) карантина. Стекла в окнах и на дверях квартиры были натерты до той степени, что дети шагали на балкон сквозь закрытую дверь. А еды на кухне наготовлено в таком количестве, что семья поняла – если не умрем от коронавируса, то передохнем от обжорства.
Для меня необходимость сидеть дома - не самое приятное испытание жизни. Даже больше скажу - это худшее из наказаний. Посадить меня дома - все равно, что подключить к аппарату искусственного дыхания. Но в условиях мировой эпидемии приходится следовать предписаниям специалистов. В обычное время я прогуливалась по Тифлису, теперь не оставалось нечего другого, как прогуливаться по дому.
Интересно, как переносило население изоляцию и чем занималось в прошлые времена. Не всегда же женщины подвигами ознаменовывали карантинные будни. И потом, у них тогда классовые сословия были, и всем этим наверняка прислуга занималась. Или тут уж, как говорится, под какой звездой повезло родиться.
От чумы до коронавируса
Суть в том, что короновирус - не первая эпидемия на памяти Грузии. Ей из таких передряг приходилось выходить, что, наверняка, и эту переживет с наименьшими потерями. Кстати, встречала Грузия такие напасти как сегодня, так и тогда относительно подготовленной.
Сегодня о достижениях наших специалистов и правительства говорят международные эксперты. Тогда о том, что страна ориентируется в сложившихся обстоятельствах намного лучше ближайших соседей, писали в газетах. У нас, видимо, есть некий секретный ресурс встречать такие напасти, коим не обладают другие. Мы мобилизуемся в такие времена и встречаем что холеру, что коронавирус изрядно вооруженными.
Кстати, и тогда Грузия на самых ранних этапах закрыла сообщение с Ираном, где эпидемия холеры уносила сотни жизней. По локализации эпидемии принимался ряд различных мер. Например, Тифлисское самоуправление приняло решение выделить на борьбу с эпидемией несколько тысяч рублей, нанять 20 врачей, которые будут курировать этот вопрос.
В организованной борьбе с холерой отличился своей деятельностью комитет заботы по оздоровлению нации. После чрезвычайного собрания комитет разработал следующий план действий, пишет газета "Иверия" в 1893 году: "Запретить жертвоприношение в храмах, купание в Куре и использование курной воды, а также продажу некачественных фруктов". Ужесточение санитарных норм, как видно, дало результат, потому как, по данным за 29 сентября 1892 года, в Михайловской больнице пациентов с диагнозом холеры было всего два человека.
Еще раньше Грузии выпало бороться с эпидемией чумы. Происходило это в начале XIX века. В 1812 году квартальным надсмотрщиком был назначен Степан Мизандари - представитель знаменитого музыкального рода (Аллоиз Мизандари был известным пианистом, общественным деятелем - прим. ред.).
На Мизандари были возложены обязанности комиссара в области карантина. Он занимался выявлением зараженных чумой и их изоляцией от общества здоровых. Размещал больных в лазаретах и за пределами столицы, в регионах, находил средства для транспортировки и лечения. Притом делал это в крайне сжатые сроки, ведь промедление грозило необратимым процессом.
В декабре 1813 года Степана Мизандари перевели квартальным надсмотрщиком в 5 отделение Гаретубани, где благодаря его профессионализму распространение эпидемии было остановлено достаточно быстро. Но это не самое ранее упоминание об эпидемиях в городе.
Паломничество в Грузию: шпаргалка №4. Пантеон на горе Мтацминда >>>
Чума свирепствовала еще в 1772 году и имела массовый характер. Правил Грузией тогда царь Ираклий II. Узнав о том, что один из его сыновей болен, он проявил по тем временем неслыханное новаторство - решил вакцинировать своего сына. Это послужило показательным примером для остального населения. Таким образом, его можно считать одним из первых, кто ввел вакцинацию в Грузии.
Старые методы борьбы
У каждого времени свои врачи-герои. В те времена это были санитарные врачи. Возможно, и тогда людей переполняло чувств благодарности к медикам, но вряд ли кому-нибудь пришло бы в голову аплодировать врачам у себя дома. Но, как говорится, меняются времена, а вместе с ними и формы выражения благодарности.
Борьба с испанским гриппом, так называемой "испанкой", развернулась в 1918 году после получения Грузией независимости. Несмотря на сложные времена, Грузия и с этим вызовом справилась более-менее успешно.
На сей раз органы самоуправления решили организовать санитарные отряды, в чьи функции входило выявление случаев заражения. Для борьбы с эпидемией было решено открыть бесплатную баню, где одежду подвергали дезинфекции. Социально необеспеченное население получало в придачу бесплатно еще и мыло. Также увеличили количество коек в больнице для зараженных и открыли амбулаторное отделение.
Был принят и ряд других мер. Был установлен жесткий контроль за торговлей вторичной одежды. Ежедневно дезинфицировались вагоны общественного транспорта – трамвая. Было запрещено перегружать вагоны.
Тут невольно всплывают утрамбованные под завязку автобусы из марта 2020-го. После того как ввели запрет на передвижение в маршрутных такси, население пересело на оставшиеся в ходу автобусы. И тут уж не до соблюдения тех рекомендаций, согласно которым людям нужно находиться друг от друга на некотором расстоянии. Тут все дышат друг другу в затылок.
Возвращаясь в начало XX века, нужно сказать, что, благодаря принятому ряду мер, властям в значительной мере удалось сдержать распространение таких заболеваний, как тиф, холера и испанский грипп. В городе открывалось все больше амбулаторных учреждений, усилился контроль за дезинфекцией в парикмахерских и прачечных, жестко контролировались места публичного скопления народа (базары).
Власти развернули также информационную кампанию. Использовали, естественно, те ресурсы распространения информации, коими на тот момент располагали. Памятки о мерах предосторожности вешали во всех общественных местах.
Дом на пригорке: три истории любви в одном особняке >>>
Тут есть некая интересная особенность. Конечно, донести информацию о том, как надо вести себя в период эпидемии, сегодня специалистам легко. Нужно отдать должное властям, информационная кампания построена очень грамотно. В метро, автобусах, по телевидению, Интернету предупреждения льются на тебя из каждого утюга. А в данном случае - предупрежден - значит вооружен.
Наши предки этой возможности были лишены. При этом, несмотря на доступность информации, сегодня эпидемия распространяется гораздо быстрее. И это тоже "благодаря" современным технологиям. В XXI веке вирус свободно гуляет по планете благодаря авиаперелетам.
Художник, что рисует Тифлис, или Формула космической любви >>>
В прошлом первейшей задачей медицинских учреждений было выявление случаев заражения. Выполняли эту работу районные врачи и амбулатории. После обнаружения больного, его следовало моментально поместить в изоляцию. А информацию о больном следовало передать органам, которые занимались дезинфекцией.
Больного помещали в барак, а в его доме проводили дезинфекцию. Санитарные врачи квартиру больного и весь периметр брали под контроль. Факт перевода зараженных в бараки очень отрицательно влиял на процесс выявления зараженных. Из-за этого многие скрывали болезнь, отказывались от перехода в бараки. Это, в свою очередь, способствовало распространению эпидемии.
"Русские грузины": Леонид Парфенов об этом феномене, своем фильме и съемках в Грузии >>>
Тем не менее, наши предки неплохо справились с угрозой распространения. Увеличивались количество амбулаторных учреждений, стационарные заведения все в большем количестве обеспечивались медицинским оборудованием, каретами скорой помощи, дезинфекционными средствами и медикаментами. Медицинским работникам выдавали специальную одежду и снабжали соответствующими инструкциями по методике лечения.
Закрывали ли больницы на карантин - неизвестно. Но, скорее всего, таких мер не предпринималось. Но успешность проводимых мер зависела напрямую от сознательности самих граждан. От того, насколько ответственно они подходили к вопросу превенции и соблюдению мер предосторожности.
И еще, в нас живет одно очень характерное для жителей нашего города и страны в целом качество – перед лицом реальной опасности мы объединяемся и начинаем действовать как единый организм. Это было раньше, есть сейчас, и, уверены, так будет всегда.