15:09 08 Августа 2020
Прямой эфир
  • EUR3.6356
  • 100 RUB4.1811
  • USD3.0758
Колумнисты
Получить короткую ссылку
180470

В жизни бывают моменты, когда мы нечего не делаем. Просто смотрим на мир, а он смотрит на нас. Именно это с нами сейчас и происходит. Мы замерли, поставили привычную жизнь на паузу. Но это не так уж и плохо

Паузы нужны и человеку, и Вселенной. Слишком давно мы бежим, без передышек, не оглядываясь назад. Между тем для любых жизненных изменений нужна остановка, чтобы передохнуть, перевести дух, задуматься.

Пройдет немного времени, и живой, сумасбродный, Тбилиси вернется к своему ритму. И по тбилисским улицам снова заструится жизнь. И мы отправимся в прогулку по Тифлису, находя бесцельные праздношатания самым лучшим развлечением. А вообще, в Тифлисе всегда хватало уличных развлечений.

Мост между прошлым и настоящим

"Нередко приходится нам быть свидетелем того, - писал корреспондент газеты "Кавказ", - как сплошная масса классов публики осаждает перила Михайловского моста, наблюдая за тем, что происходит на Куре. В некоторых случаях это тонет лошадь или буйвол. В других внимание публики привлекает появление лодки, весьма редкой в нашей быстротечной Куре. А в большинстве случаев это купальщики или пловцы".

Рыболовы на бурдючном плоту закидывают сеть
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Рыболовы на бурдючном плоту закидывают сеть

Горожане любили наблюдать за жизнью реки, особенно с высоты тбилисских мостов. Остановка на мосту и по сей день является одним из характерных для нас действием во время прогулки. Независимо от того, гуляю я одна или в компании, я традиционно застываю на Метехском мосту. С него можно делать эффектные панорамные снимки, высматривать появление катера или другого вида водного транспорта, что курсирует с туристами в теплое время года по реке. Ну и вообще, это один из самых старых и знаковых мостов в городе. Вроде как самая пограничная линия между прошлым и настоящим.

Тифлис, прачки на берегу реки Куры.
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Тифлис, прачки на берегу реки Куры.

Отсюда все легко просматривается и рисуется в воображении. Только представьте, кидаешь взгляд, а поодаль люди купаются. Да-да, в этой самой реке Мтквари. В знойные дни берега реки были усеяны купальщиками. Купание в реке было одним из излюбленных развлечений тифлисцев. Еще в 1850-х годах в черте города были построены купальни, в которых для посетителей были предусмотрены минимальные удобства - дощатые мостки, подобие кабин, огороженных плотной материей. Говорят, горожане частенько жаловались на несоответствие цен билетов с качеством предоставляемых услуг. Тем не менее, купальни редко пустовали, немало купающихся было и на открытых местах.

"Трамвай" в городском саду Муштаид

Но любимым видом развлечений у тифлисцев все же оставались прогулки в городских садах. В старом и почтенном Тифлисе европейская мода прививались особенно быстро.

Ворота парка Муштаид в XIX веке. Архивная фотография
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Ворота парка Муштаид в XIX веке. Архивная фотография

Тифлисцы очень скоро переняли от европейцев традицию гулять по садам. С устройством в конце проспекта Михайловского городского сада Муштаид, он стал любимым местом отдыха тбилисцев. Представители высших сословий пешим прогулкам предпочитали поездки в экипажах или верхом по единственной алее, остальная публика гуляла. Парки и сады открывались и в других местах города, но Муштаид сохранял за собой звание самого модного и любимого. А удавалось ему это за счет тех развлечений, которыми он славился. Тут играли военные оркестры, устраивались концерты, различные представления, летние "маскарады".

Ресторан в парке Муштаид. Архивная фотография
© Sputnik / Levan Avlabreli
Ресторан в парке Муштаид. Архивная фотография

В 1880-м некий Лорткипанидзе организовал специальное увеселительное заведение под названием "Трамвай". Предприимчивый тифлисец прекрасно разбирался во вкусах завсегдатаев Муштаида и умело строил программы своего заведения. Нанимал для выступления артистов, развлекал публику устройством фейерверков и различного рода диковинок типа светящихся воздушных шаров. В "Трамвае" владелец организовал что-то типа читальни, где посетители могли читать свежую прессу.

Афиша летнего театра в парке Муштаид от 23 декабря 1915 года
© Sputnik / Levan Avlabreli
Афиша летнего театра в парке Муштаид от 23 декабря 1915 года

Из Муштаида же произвел взлет на воздушном шаре известный французский астронавт Жан Беде. Первый раз это случилось 10 ноября 1882 года. В один из своих полетов над Тифлисом, он подвесил к корзине шара осла, который, пролетая над крепостью Метехи, орал и тем самым привлекал к себе внимание.

Как в Тифлисе боролись с эпидемиями, или Новое - хорошо забытое старое >>>

Событие это описывается в газете "Кавказ": "В воскресенье, 5 декабря, известный французский аэронавт Жан Беде, который уже прославился своими полетами, осуществит полет с живым ослом. Кавалер Беде уверен, что тифлисская публика не оставит без внимания такое зрелище. Цена билета 50 копеек. Взлет начнется в два часа по полудню".

Амкары за городом и медведи в духанах

Любили тифлисцы отдыхать и за пределами города. С наступлением уикэнда горожане устремлялись за город. В загородные сады, на свежий воздух уезжали тифлисцы большими компаниями. Туда же подальше от городской суеты уезжали ремесленные артели, которые назывались амкарами.

Тифлис. Азиатские портные ряды
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Тифлис. Азиатские портные ряды

К условленному времени покупался провиант, и амкары во главе со своим устабаши выезжали на природу. В день гуляний амкары собирались вместе и под звуки зурны с развернутыми цеховыми знаменами проходили по улицам города и выезжали из него. Отдыхающие размещались на развернутых на природе коврах. Обычное времяпрепровождение заключалось в беседах, гастрономических удовольствиях, все это сопровождалось песнями и танцами.

Женщина работающая на одном из ткацких станков.
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Женщина работающая на одном из ткацких станков.

За город выезжали конечно не все. Женщины вечерами выходили на плоские крыши домов, балконы и оттуда следили за происходящим на улицах. Мужчины, покончив с делами, шли в духаны. Эти заведения, которые служили местом времяпрепровождения для низших слоев общества, никогда не пустовали. Тут всегда стоял шум, гам, песни. Для постоянных клиентов были у владельцев отдельные помещения.

Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи
photo : courtesy of National Library of Georgia
Уходящий Тифлис. Музыканты-зурначи

Духанов в Тифлисе было много. И конечно каждый из владельцев стремился перещеголять конкурента. Иногда на потеху публике в духане держали медведя. Вот поднимался переполох в близлежащих домах, когда косолапый вдруг убегал из духана. Посетители засиживались тут допоздна. И часто мужские посиделки заканчивались банальным мордобитьем. Власти многократно пытались добиться прекращения работы духанов в ночное время. Но все эти попытки ни разу не приводили к действенным результатам.

Художник, что рисует Тифлис, или Формула космической любви >>>

Часто между духанщиками и полицейскими устанавливались дружеские, доверительные отношения. В газетах писали, что многие городовые с наступлением сумерек бросают свои посты и устремляются в духаны. С наступлением 11 часов вечера, входные фонари перед духанами тушили, ставни и окна плотно закрывали. В то время как внутри нечего не менялось.

Рисованная открытка из серии Уходящий Тифлис. Шайтан-базар (Мейдан). Оскар Шмерлинг.
photo : courtesy of National Library of Georgia
Рисованная открытка из серии Уходящий Тифлис. Шайтан-базар (Мейдан). Оскар Шмерлинг

Многие из этих заведений славились как пристанища художников, поэтов, музыкантов. В духане знаменитого Абрагуне, по словам грузинского поэта И. Гришашвили, кормилась вся тбилисская литературная элита. Здесь проводились импровизированные поэтические состязания, пели знаменитые ашуги, играли любимые тбилисцами сазандары. Завсегдатаями духана были Нико Пиросмани, Иэтим Гурджи. Один расписывал в духане стены и вывески, другой там же создавал свои стихи.

Мествире, ашуги джамбази и масхара

Одним из ярчайших персонажей городского быта являлись местриве – бродячие музыканты и стихотворцы-импровизаторы. Название они получили благодаря грузинскому национальному музыкальному инструменту ствири, на котором себе аккомпанировали. Пели грузинские менестрели о дружбе, любви, разлуке, об исторических героях. Бывало, что в качестве текста мествире использовали сюжеты из священного писания.

Мествире можно было встретить как на больших торжествах, так и во время городских праздников. Расхаживая среди пирующей и веселящейся публики, мествире мог подойти к какой-нибудь группе людей или конкретному человеку и начать свое пение. Он знал, что это обязательно найдет отклик у тбилисцев, и он получит вознаграждение. Тифлисцы охотно внимали творчеству бродячих музыкантов независимо от того, выступали ли мествире в одиночку или группой.

Была в городе еще одна разновидность народных певцов –ашуги. Они обладали даром поэтического творчества. Их произведения, дошедшие до нас, являются великолепными образцами музыкально-поэтического фольклора старого Тбилиси. В дни празднеств ашуги располагались на видном месте где-нибудь на площади и начинали петь. В отличие от мествире, которые своими песнями готовы угодить публике, репертуар у ашугов был традиционным. Пели они преимущественно патриотические эпосы.

Тифлис. Эриванская площадь
photo: courtesy of National Archives of Georgia
Тифлис. Эриванская площадь

На тифлисских улицах в дни больших праздников горожан также развлекали джамбази и масхари. Первый выступал, демонстрируя преимущественно гимнастические номера. Наибольшей популярностью пользовались хождение на ходулях и эквилибристика на канатах. Одевались эти герои для привлечения внимания броско и ярко. На плечи и грудь джамбази нашивали себе небольшие кожаные мешочки. В них находились джадо – амулеты, которые должны были предохранять джамбази от падения с большой высоты. Вот как описываются эти персонажи в книге Ю. Анчибадзе и Н. Волковой "Старый Тбилиси":

"Начиная представление, джамбази предварял его рядом ритуальных действий. Он нарочито медленно поднимался по одному из концов каната к вершине шеста. Достигнув высшей точки, джамбази преклонял колено, целовал канат, затем, поклонившись сбежавшейся на представление толпе, вооружался шестом балансиром и приступал к демонстрации своего искусства. Последнее заключалось в хождении по канату взад и вперед, разнообразных подпрыгиваниях, наконец, в исполнении подобия некого танца под аккомпанемент зурны, на которой играл масхари – помощник джамбаза. Масхари все это врем находился на земле. Одетый нарочито нелепо, масхари контрастировал со смельчаком джамбази. Джамбази был серьезен, масхари корчил рожи, смешил публику, первый играл со смертью, последний комично повторял его движения на земле. Впрочем, оба персонажа представления имели у тбилисцев огромный успех".

Друзие рассказы о жизни Тифлиса вы можете прочитать здесь >>>

Уличных развлечений в городе было много всегда. Ведь он с момента сотворения был эквивалентен несмолкающему празднику. Вечно живой и вечно хмельной Тбилиси и сейчас такой, он лишь ненадолго затих. Но это пройдет, и он запоет еще громче.



Главные темы

Орбита Sputnik