И сегодня не секрет, что для многих главным способом заработать на жизнь, заказать еду или просто развлечься стала мировая паутина. Но, как и все на свете, виртуальная реальность имеет свои минусы и плюсы, о которых мы сейчас и поговорим.
Для Грузии технический прогресс в эпоху коронавируса оказался одним из актуальных вопросов, да что говорить - злободневной проблемой. Когда случаются сбои в сети или электричестве, население даже в панику впадает куда более болезненно, чем в обычное время.
"Очень вовремя" - Форум трудоустройства прошел в Грузии онлайн >>>
Так что пандемия явно показала, насколько страна готова к переходу в виртуальную жизнь. В ускоренном режиме в глобальную сеть перешла добрая половина социальной сферы Грузии: кино, театры, образование, магазины, общение и много других жизненно необходимых сфер.
Забавно, но то, с чем мы столкнулись - а это можно назвать своего рода стихийным развитием технологий - по мнению эксперта по экономическим вопросам Сосо Арчвадзе, может не только помочь населению Грузии пережить коронавирус сидя дома, но и станет полезным для будущего экономики страны.
"Сейчас промедление подобно смерти, так в мире идет переформатирование производственно-экономических отношений. И вот увидите: на коне окажутся те государства и производители, которые почувствуют это, будут идти во главе этих изменений и покажут себя в новом амплуа”, - сказал Арчвадзе в беседе со Sputnik Грузия.
Ноу-хау коронавируса
В период коронавируса значительный толчок в Грузии получила прежде всего система онлайн-продаж. Если в других странах, в том числе и соседней России, система виртуальных покупок уже давно хорошо развита, и в принципе все, что захочешь, можно в считанные минуты приобрести через интернет, то в Грузии еще в январе картина была несколько другой.
Совсем недавно услуги онлайн-покупок в Грузии предлагало не такое большое количество магазинов, как сейчас. Правда, скудный ассортимент, время и качество доставки оставляли желать лучшего. Но уже к марту ситуация существенно изменилась. Сегодня даже курьерские службы расширили ареал сотрудничества, спектр торговли, а также ощутимо улучшили свой сервис.
Так что до недавнего введения властями строгих ограничений, касающихся всех торговых объектов, в сети можно было найти и купить все, от мебели и канцтоваров до продуктов, деликатесов и прочих атрибутов праздника жизни. При этом сами магазины были крайне заинтересованы в максимально быстрой и качественной доставке.
Служба доставки вообще приобрела с переходом на онлайн уровень завидную актуальность: люди разве что не молятся на курьеров, которые стали своеобразными "спасителями" застрявших на карантине людей.
Дети вас все равно найдут! Как Грузия привыкает работать из дома >>>
Пока мы сидим в изоляции, многое вокруг изменилось. Возьмите хотя бы такси: сегодня, когда ими пользуется все меньшее количество людей, они, недолго думая, переформатировались и готовы доставлять из точки А в точку В все, что пожелаете: почту, посылки. "С вас только адрес и хороший отзыв" - "Легко!"
Таким образом, если только недавно индустрия онлайн-продаж ютилась на окраине бизнес-индустрии и считалась сервисом для особо ленивых, сегодня она создала свою бизнес-ассоциацию и даже получила от правительства гарантии последующего развития и поддержки.
В данное время под новый бизнес готовят новый законопроект, регулирующий эту сферу, и даже обещают налоговые послабления.
Отметим, что на данный момент в Грузии все же действуют конкретные ограничения: в интернете можно купить только продукты, лекарства, готовые блюда и компьютерную технику. Но это пока. В будущем власти обещают снять эти лимиты. Так что, кто знает, может, мы к этому привыкнем. Того и гляди, в стране вообще исчезнет актуальность похода в магазин или аптеку без особой на то необходимости.
Измененная реальность
Между тем ЧП и карантин показали еще один недостаток Грузии – различие города и деревни. Если в крупных городах есть доступ к интернету и всем его благам, то в остальной части страны ситуация похуже.
Так, например, та же служба доставки, благодаря которой можно не выходить из дома и тем самым обезопасить себя и своих близких от заражения, существует только в крупных городах. В селах, маленьких городах и поселках городского типа ситуация в этом плане намного печальнее – службы доставки нет, да и магазин чаще всего один и в центре.
А если курьерская доставка есть, то стоит она таких денег, что жителям легче найти альтернативу, пусть даже для этого надо будет пойти на риск и выйти из дома.
Грустно, но ограничены жители сел и в получении таких услуг, как консультирование врачей по интернету или различные банковские операции онлайн. Что далеко ходить: даже кредит-офицеры сейчас не сидят в магазинах, все перешло в интернет. То есть нет доступа к интернету, нет кредита - нет желаемой вещи.
А если учитывать, что в некоторых селах нет даже электричества, вопрос ноу-хау отпадает сам собой.
Немного статистики
На сегодняшний день в Грузии, население которой чуть более 3,7 миллиона человек, зарегистрировано около 875,7 тысячи абонентов интернета. При этом если в Тбилиси и его окрестностях покрытие интернета 100%, в регионах эта отметка не превышает 40-60%.
Это означает, что в стране в XXI веке есть села, в которых об интернете даже не слышали.
Намного лучше дела в стране обстоят с мобильным интернетом: на сегодняшний день в Грузии около двух миллионов пользователей, заходящих в интернет через смартфоны.
Выходит, вопрос интернетизации страны в пору пандемии становится не просто прихотью, а условием полноценной жизни.
Власти уже заявили, что будут активно работать в этом направлении. А пока альтернативой интернета в Грузии вновь оказалось старое доброе телевидение.
С телеэкранов страны для школьников проводят уроки, а нам почти в круглосуточном режиме говорят о том, как пандемия диктует жизнь: когда выходить из дома, при какой дистанции общаться и через какие маски дышать.