Поделенная надвое и оказавшаяся между двух огней: головная боль грузинских царей

© Sputnik / Alexander ImedashviliПамятник царю Вахтангу Горгасали, основателю Тбилиси, столицы Грузии
Памятник царю Вахтангу Горгасали, основателю Тбилиси, столицы Грузии - Sputnik Грузия
Подписаться
60-е годы XIII века стали для Грузии тяжелейшей порой. Страна была поделена надвое. Восточная и Южная Грузия принадлежали Давиду VII Улу, который, со своей стороны, подчинялся монгольскому хану. А Запад стал владением Давида VI Нарина

И если Давид Улу заявил о своей покорности илханским монголам, Давид Нарин сохранял независимость. Более того, он не жалел сил, чтобы нанести ущерб илханским монголам, и был в союзничестве с силами, находившимися в конфронтации с ханом.

Тифлис. Эриванская площадь - Sputnik Грузия
Испытание эпидемиями: привитый царевич и Католикос-Патриарх, погибший от холеры

Одним из них был монгольский царевич Тегудар. Последний состоял в родственной связи с ханом илханских монголов Абагой, поэтому Абага передал Тегудару для кочевничества его орды Артаани, которое относилось к атабагству Самцхе.

"Благодарный" Тегудар отплатил за добро хану тем, что задумал создать антиилханскую коалицию. Он связался с сыном своего двоюродного брата, ханом Барахой, и предложил включиться  в войну против Абага.

Хан Бараха, чтобы его гонцы благополучно миновали контроль хорошо укрепленных границ монголов и агенты Абаги не обнаружили секретное послание царевичу, придумал следующее.

Представители Бараха передали Тегудару подарок – специально изготовленный лук со стрелами, и намекнули, что в одной из стрел хранится секрет. Тегудар сломал стрелу и обнаружил внутри послание Бараха. Последний писал, что согласен идти в поход против Абаги. Это был ответ на письмо Тегудара.

Перед ожидаемой войной с Абагой Тегудар установил тесную связь с Давидом Нарином. Он опасался, чтобы Давил не ударил в него с тыла, к тому же предусмотрительно надеялся, что, в случае поражения, укроется в Западной Грузии и станет для Абаги недосягаемым.

Но случилось нечто непредвиденное: заговорщики допустили ошибку и перепутали время встречи. Тегудар невольно опередил события и до того, как хан Бараха напал на государство илханов, начал мятеж. Но в одиночку идти в поход на Иран не рискнул и начал разорять владения Абаги – Картли и Самцхе.

Тифлис. Эриванская площадь - Sputnik Грузия
Грузинская медицина: мудрейший Заза Панаскертели и "триста шестой" врач

В результате, монгольский царевич заполучил немалые богатства. Армянский историк Григор Аканели отмечает, что "Тегудар очень разбогател – сокровищами, золотом и всякими товарами. 300 верблюдов и 150 телег перевозили сокровища…" Вместе с тем, воины Тегудара всячески бесчинствовали в монастырях.

Мятеж Тегудара был настолько масштабным, что грузинские и армянские князья стали вынуждены пожаловаться хану Абаге. И по приказу последнего, Сирмон Ноин двинулся против Тегудара. Тегудар занял оборонительную позицию в Нигальском ущелье, а заодно захотел ограбить местный монастырь. Для этого отправил тысячу всадников, но туман помешал им найти дорогу. Сбившаяся с пути рать оказалась в ущелье. Неожиданно  начался проливной дождь, за которым последовал и град, и сильные потоки воды захлестнули монголов.

Тем временем, появился Сирмон Ноин, который обошел сбоку отряд Тегудара. Этот маневр не ускользнул от внимания последнего, и он переместился к границе Аджарии-Шавшети, встав у Пичвта. Отсюда он послал к Давиду Нарину гонца с просьбой перейти в Западную Грузию.

След неукротимых курдов в истории Грузии: кровь, предательство и преданность >>>

В сражении близ Квелисцихе Тегудар потерпел жестокое поражение, и его сторонники вразброс начали отступать. Труднопроходимыми путями они пытались перейти в Западную Грузию.

Парусное дефиле барка Крузенштерн на Балтийском море - Sputnik Грузия
История похода крестоносцев на Батуми и плененного бургундского адмирала

Несмотря на тяжелые испытания, монгольский царевич Тегудар и его сторонники добрались до Кутаиси. Сирмон Ноир не решился перейти в Западную Грузию, зная, что придется столкнуться с Давидом Нарином, и вернулся к хану Абаге. Давид Нарин щедро принял монгольского царевича и его войско.

Невзирая на требование хана Абаги, Давид не выдал монгольского царевича. Он видел в Тегударе человека, который свергнет хана Абагу, но у царевича оказались другие планы. Он не решался идти в поход на Иран и, чтобы нанести урон Абаге, совершал набеги на грузинские земли. А это не входило в интересы Нарина. Поэтому он предложил царевичу перейти в Золотую орду. Но Тегудар не согласился и продолжал опустошать Картли.

В Иране хорошо понимали, что до тех пор, пока Давид Наир стоял рядом в Тегударом, последнего было не нейтрализовать. Поэтому Абага не поскупился на усилия, чтобы перетянуть на свою сторону правителя Западной Грузии – Давила Нарина.

Для Давида монгольский принц уже был головной болью, и, несмотря на то, что принесение в жертву гонимого гостя в глазах подчиненных наносило большой удар по самолюбию и чести царя, он все же решил пойти на эту сделку.

В один день Тегудар снова пошел в поход на Картли, где столкнулся с многочисленным войском военачальника Абаги – Ноином. Монгольский царевич потерпел жестокое поражение и был вынужден отступить. Однако Ноин его настиг, взял в плен вместе с его сыном и обоих доставил хану Абаге.

Лента новостей
0