По части вселенских теорий заговора мало кто готов тягаться с газетой "Асавал-Дасавали", однако бесспорный лидер по заговорам локальным, можно сказать, местечковым – еженедельник "Алиа", хотя тут и другие издания не прочь подстегнуть политическую любознательность своих читателей. И независимо от того, были ли на руках козыри, на пандемию легко списать как предательски возросший рейтинг одних политических лидеров, так и бесполезную суету других.
Правда, граждане больше реагирует на то, что ограничивает их личную свободу, а не волнует оппозицию ("Квирис палитра", 25-31.05). Но пытаться сыграть, похоже, можно и на этих струнах…
Как стать первым среди "равных"?
Правящая партия приступила к составлению списка кандидатов в парламент ("Резонанси", 27.05). Активные консультации, по свидетельству прессы, проводит и оппозиция. За кулуарные рамки страсти пока не выплескиваются, но информация просачивается. "Алиа" (25-31.05), большинство прогнозов которой, как считает сама газета, сбывается, уверена, что главная интрига закрутится вокруг новой выборной модели 120/30.
Веские основания есть. Объединенная оппозиция, как видно, поняла, что этой "вожделенной" моделью загнала себя в угол. Неожиданно помиловав Гиги Угулава и Ираклия Окруашвили, власть сделала поправки почти свершившимся фактом. А что дальше? Заверения в оппозиционном единстве себя исчерпали. Дальше предстоит назвать избирателям имена единых кандидатов в мажоритарных округах. Но когда задача, прямо скажем, не столько победить, сколько гарантировать себе место под теплым оппозиционным солнцем, амбиции могут проявиться даже у партий с нулевым рейтингом.
Головной боли не избежать, уверена "Алиа". Потенциальных народных избранников слишком много, а число вакантных мажоритарных кресел, к примеру, только в Тбилиси сократится с 22 до 8. Вряд ли добровольно откажется от одного из них такой активный оппонент власти, как Георгий Вашадзе. "Европейской Грузии" вдобавок к Давиду Бакрадзе придется "пристраивать" и Гиги Угулава, поверившего после скандального помилования в свою политическую привлекательность. На подобном фоне как минимум 3-х столичных кандидатов постарается выдвинуть "Национальное движение". А тут еще "Лело", лейбористы! Не говоря уже о кумире достаточно многочисленной категории молодежи, лидере "Гирчи" Зурабе Джапаридзе.
"Голубь мира" Ираклий Окруашвили (сарказм "Квирис палитра") вряд ли рискнет баллотироваться в Тбилиси, но, по мнению "Алиа", захочет сделать это в Гори. У оппозиции скоро возникнут с ним серьезные проблемы, уверен политолог Мамука Арешидзе ("Квирис палитра"). Говоря о статусе политзаключенного для некоторых вдали от чутких микрофонов, оппозиционные лидеры помирают со смеху. Но они наговорили друг на друга столько гадостей, что сама тема лишний раз напоминает избирателям, кто есть кто. Бывший депутат Бидзина Гуджабидзе не сомневается, что перед выборами оппозиция начнет поливать друг друга грязью ("Ахали таоба", 26.05).
Кандидаты в мажоритарии как новый повод для разногласий – будет ли раскол в оппозиции? >>
Не на много глаже разворачивается конкуренция и внутри правящей партии. Не исключено, что в списке не окажется много знакомых лиц, включая нынешнего председателя парламента. "Алиа" уверена, что в кулуарах "Мечты" уже во всю идет война компроматов. Согласно кулуарным источникам газеты, особенно активен тбилисский мэр и генсек "Грузинской мечты" Каха Каладзе. У его "кандидатов" – серьезные финансовые и человеческие ресурсы. Тем не менее, главный финансовый и волевой ресурс у партии все-таки один, что позволяет внешне соблюдать приличия и в целом не нарушать установленные Бидзиной Иванишвили правила игры.
Аргументы без фактов
Будут ли, однако, приняты конституционные поправки? Сказать что-либо определенное за правящую команду в сложившейся обстановке трудно, благо за ее действиями как сквозь лупу наблюдают западные партнеры. "Грузия и мир" (27.05-2.06) даже усмотрела в этом попытку Запада навязать стране коалиционное правительство, недееспособное, если исходить из местной ментальности.
Ключевые игроки оппозиции, естественно, против этой линии не пойдут. Но, похоже, они готовы использовать любой повод, дабы сорвать избирательную реформу и заодно скомпрометировать правящих коллег. Как иначе истолковать заявление одного из лидеров "Европейской Грузии" Серги Капанадзе: "Если до рассмотрения поправок в первом чтении власти не освободят Георгия Руруа, оппозиция сочтет переход на систему 120/30 сорванным" ("Резонанси", 27.05)?
Трудно допустить, будто оппозиция не осознает очевидной подмены понятий. Выходит, длившиеся почти год уличные акции протеста, всевозможные перформансы, коридоры позора на поверку оказались сведены к безликому политическому требованию выпустить из тюрьмы человека, никогда никакого отношения к политике неимевшего?! "Алиа" публикует снимок, на котором совсем еще юный Руруа доверчиво прильнул плечом к основателю полулегального военно-политического формирования "Мхедриони" Джабе Иоселиани. Сама фотография криминала не содержит, но в контексте однозначно намекает на весьма сомнительные политические вкусы оппозиции.
А радикальные ее члены, словно обороняя последний оплот, подкрепили критику едва ли не открытыми угрозами, вызывающими ассоциацию не столько с уличными акциями, сколько с "разборками" в старом тбилисском квартале – чья возьмет! То есть, когда важны утверждения, а не логика, аргументы, а не факты. "Мы вытащим эту предательскую власть и выбросим ее в мусорную урну", - грозит председатель объединения правозащитников Николоз Мжаванадзе ("Ахали таоба", 26.05). "Борьба будет не на жизнь, а на смерть! "Мечта" не отступит, но мы все равно ее победим", - вторит ему Мамука Гамкрелидзе (27.05).
Всенародное обсуждение поправок в Конституцию Грузии начнется 4 июня >>
И как закономерный результат – довольно мрачный прогноз Сосо Цинцадзе: "Нас ждет трагически интересная предвыборная кампания" (27.05). Опытный политолог как бы косвенно подтвердил, что для большинства наших лидеров как от оппозиции, так и от власти, политика – это не сфера деятельности, а способ выживания, где они готовы играть любую заранее отведенную роль…
Хотели подловить!
Как часто бывает в подобных случаях, возникло искушение обрушиться на того, кто более успешен. И самой подходящей фигурой стал премьер-министр Георгий Гахария. Оппозиция прекрасно понимает, что шансы на выборах будут невелики, если не дезавуировать рейтинг правительства, накопленный в ходе борьбы с коронавирусом.
С чьей-то легкой руки пресса в очередной раз охотно подхватила слухи о неизбежной отставке Гахария. Судя по основаниям, источников было несколько. Ряд изданий приняли на веру утверждение кое-кого из западных политиков об отмывании денег для иранских террористов. Другие продолжили обсасывать тему разгона митинга у Дома правительства. Не был обойден вниманием и многократно испытанный прием – навесить на премьера ярлык "агента Кремля". Вдобавок, обвинив его в диктаторских замашках из-за введения режима чрезвычайного положения. Ну и, наконец, самая отчаянная мера – стравить с основателем "Мечты". "Успехи Гахария разжигают ревность Иванишвили!" - это шапка на первой полосе "Ахали таоба" (28.05).
Впрочем, был испробован и более изощренный способ дискредитации: оппозиция, прервав многомесячный бойкот, вызвала премьера в парламент для незапланированного отчета. Тот имел право отказаться, и, как видно, большинство оппонентов на это и рассчитывали. Но просчитались. Гахария пришел и уверенно ответил на вопросы. Под конец острил ("Резонанси", 28.05). По мнению наблюдателей, растерянным на заседании выглядел не он, а парламентская оппозиция (29.05).
Хотя в грузинской политике, как уже было сказано, способ выживания диктует предопределенную заведомо роль. Убедиться несложно. Лидер националов Саломе Самадашвили: "Выступление премьера совершенно не отвечало существующей в стране реальности… Серьезный разговор оказался невозможным" ("Ахали таоба", 29.05). Георгий Вашадзе: "Позорное выступление. Мы имеем дело с невежественными людьми" (28.05). Гедеон Попхадзе: "Точка Гахария превратилась в многоточие. Любой ход "Мечты" оборачивается против нее" (29.05). Давид Чичинадзе: "Гахария – псевдопремьер" (26.05).
Премьер: граждане Грузии выберут более компетентный следующий парламент >>
В этом плане, пожалуй, гораздо более показательны оценки профессиональных экспертов. В том числе достаточно критически настроенных в отношение правящей партии. Хатуна Лагазидзе: "Мечта" получила то, чего ждала – сильного премьера" ("Резонанси", 29.05). Мамука Тускадзе: "Гахария продемонстрировал качества ответственного менеджера" ("Ахали таоба", 29.05). Торнике Шарашенидзе: "У Гахария действительно было хорошее выступление, потому что оппозиция не подготовилась, решив, что она умнее всех и легко его запугает" (29.05). Рамаз Сакварелидзе: "У меня впечатление, что сама оппозиция способствует росту популярности Гахария" ("Резонанси", 29.05).
Наиболее же примечательно, что сам премьер достаточно самокритично и серьезно оценил действия правительства. При этом разъяснил критикам, что "не надо смешивать посткризисный план с антикризисным" ("Резонанси", 28.05). На фоне общей ситуации в мире говорить о посткризисных мерах, по его словам, преждевременно.
Они впереди.