07:52 05 Июля 2020
Прямой эфир
  • EUR3.4221
  • 100 RUB4.2811
  • USD3.0465
Экономика
Получить короткую ссылку
Транспорт в Грузии (197)
92102

Порт Анаклия сохраняет монополию на глубоководные причалы в Грузии

ТБИЛИСИ, 30 авг — Sputnik. Министерство экономики и устойчивого развития Грузии не удовлетворило административную жалобу APM Terminals Poti по поводу упразднения приказа Агентств технического и строительного надзора, говорится в сообщении Минэкономики.

По информации ведомства, Агентство технического и строительного надзора 2 мая 2019 года утвердило условия использования земельного участка в Поти, к северу от морского порта, для строительства нового глубоководного многоцелевого порта. Документ был объявлен потерявшим силу 30 мая.

"В соответствии с изложенной в письменной форме позицией Национального агентства по государственному имуществу, те государственные земли, на которые были одобрены условия использования для строительства, включали территориальные воды, и на них, по закону, распространялся режим особого регулирования", - сказано в сообщении.

Ведомство разъясняет, что, согласно действующему законодательству, Национальное агентство государственного имущества является важным органом, который имеет полномочия принимать участие в распоряжении недвижимостью, находящейся в собственности государства, в процессе принятия решения его дальнейшего развития или самому принимать решение, с учетом общественных и частных интересов.

Отрицательная позиция агентства стала важной причиной упразднения документа.

С чего все началось

Скандал вокруг Потийского порта начался в конце мая, когда городская мэрия сообщила, что в порту планируется строительство новой, глубоководной пристани. Согласно сообщению, должен был быть построен защитный мол длиной более 1,6 тысячи метров и причал длиной 700 метров. Там же было отмечено, что стоимость первого этапа проекта - 250 миллионов долларов.

После этого "Консорциум развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в стране, забил тревогу. Согласно заявлению компании, "проект века" - так его называют власти Грузии - может быть приостановлен из-за "новых обстоятельств".

Как тогда заявила министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава, документ, который был выдан, не является разрешением на строительство – это т.н. документ предварительных условий землепользования, который был утвержден приказом начальника Агентства технического и строительного надзора Георгием Какауридзе без согласования с министром и другими членами правительства. Какауридзе сразу же был уволен.

После этого, компания IPM Terminals Poti, владеющая Потийским портом, заявила, что рассматривает возможные правовые шаги в ответ на решение властей упразднить документ, без которого строительство невозможно.

Грандиозные планы порта Поти

Компания APM Terminals Poti в случае реализации проекта расширения морской пристани в Поти (регион Самегрело – Земо Сванети), обещала инвестировать более 250 миллионов долларов, а также создать сотни рабочих мест. Как отметили в компании, свыше 40 тысяч местных жителей экономически полностью зависят от порта.

В проекте будут использованы существующая инфраструктура, а также транспортно-логистические базы в городе Поти. После осуществления проекта, пропускная способность порта увеличится еще на 10 миллионов тонн. Продолжительность строительства 24-30 месяцев.

При этом в компании отметили, что расходы правительства в инвестиционном проекте расширения морской пристани в Поти практически равны нулю.

APM Terminals Poti сообщила, что заявление насчет получения разрешения на строительство первого этапа трехступенчатого процесса было предъявлено официальным структурам Грузии 11 октября 2018 года, в соответствии с законодательством. Положительное заключение компания получила 2 мая 2019 года, а уже 30 мая решение упразднили.

У порта Поти большие перспективы

Несмотря на это, власти видят большие перспективы в развитии порта Поти, по разным направлениям, но не как глубоководного.

В качестве примера глава Минэкономики привела проект строительства нового терминала в порту компанией PACE Group, которая обеспечивает эксплуатацию восьми причалов, принадлежащих APM Terminals.

Благодаря новому терминалу, порт сможет принимать в год на 2,5 миллиона тонн грузов больше. Для этого акватория порта в 25 гектаров будет углублена до 12 метров с водоизмещением в 50 тысяч тонн. Общая стоимость проекта - 120 миллионов долларов, откуда 50 миллионов профинансирует американская корпорация частных зарубежных инвестиций OPIC. Соглашение о получении 50 миллионов было оформлено в феврале 2019 года.

Турнава подчеркнула, что развитие Потийского порта будет рассматриваться только в контексте строительства первого глубоководного порта в стране - в Анаклия.

Независимый депутат парламента Давид Чичинадзе считает, порты Анаклия и Поти не следует рассматривать конкурентами друг для друга.

"Они друг другу конкурентами не являются. Тем более и типы грузов у них разные. А что касается грузов, я думаю, что это не только от Грузии зависит, а от экономической ситуации в мире. Если рухнет мировая экономика, то грузов не будет ни в Поти, ни в Батуми, ни в Анаклии и ни в других портах. Потому что, когда наступает кризис, и перевозки падают, и потребление падает", – заявил депутат Sputnik Грузия.

По словам Чичинадзе, все возможные риски в проекте развития порта Поти инвестор берет на себя, без финансового участия государства, поэтому мешать ему не стоит.

Темы:
Транспорт в Грузии (197)


Главные темы

Орбита Sputnik