ТБИЛИСИ, 11 июн — Sputnik. Экс-министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Кобулия считает, что от строительства глубоководного порта в городе Поти (регион Самегрело – Земо Сванети) нельзя отказаться.
Суть скандала
Скандал вокруг Потийского порта начался после того, как в конце мая городская мэрия сообщила о том, что в порту планируется строительство новой, глубоководной пристани. Согласно сообщению, должен был быть построен защитный мол длиной более 1,6 тысячи метров и причал длиной 700 метров. Там же было отмечено, что стоимость первого этапа проекта - 250 миллионов долларов.
После этого "Консорциум развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в стране, забил тревогу. Согласно заявлению компании, "проект века" - так его называют власти Грузии - может быть приостановлен из-за "новых обстоятельств".
В свою очередь, министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава заявила, что документ, который был выдан, не является разрешением на строительство – это т.н. документ предварительных условий землепользования, который был утвержден приказом начальника Агентства технического и строительного надзора Георгием Какауридзе без согласования с министром и другими членами правительства. Какауридзе был уволен.
После этого, компания IPM Terminals Poti, владеющая Потийским портом, заявила, что рассматривает возможные правовые шаги в ответ на решение властей упразднить документ, без которого строительство невозможно.
Поти нельзя отказывать
"Нельзя однозначно отказываться. Считаю, что это несправедливо. Если бы можно было однозначно отказаться, то изначально во время переговоров с "Консорциумом развития Анаклия" это было бы определено одним из условий, и в Поти запретили бы строительство глубоководного порта. Но это не так, и наверно, с учетом того, что однозначно отказываться неправильно", - заявил Кобулия в эфире телеканала Palitranews.
При этом, экс-министр считает, что порту Поти должны были выдать разрешение на строительство, в случае представления инвестиционных гарантий.
Новый скандал в Грузии: инвесторы порта Анаклия грозят остановить проект >>
"Мое предложение было таковым, что порт Поти должен представить конкретный план и очень важные инвестиционные гарантии. Потому что мы никак не хотели и нас не устраивает, чтобы получилось так, чтобы порт Поти объявил, как это случилось сейчас – что вот мы собираемся построить глубоководный порт, у нас есть разрешение, что реально, как мы увидели, не является разрешением и является ложью и нужно лишь для того, чтобы запугать инвесторов Анаклия", - отметил Кобулия.
По строительству в Анаклия есть вопросы
По словам экс-министра экономики, преимущество проекта строительство порта в Анаклия бесспорно.
"Безусловно, что у проекта порта Анаклия есть огромный приоритет, поскольку в нем принимает участие государство. Кроме того, государство уже потратило огромную сумму на выкуп земли, более 100 миллионов долларов было инвестировано в инфраструктуру… Если все это суммировать, то получается огромная сумма, и это означает огромную поддержку со стороны государства. Это очень отличается от порта Поти. Участие государства в порт Поти фактически равно нулю", - подчеркнул Кобулия.
Между тем, бывший глава Микэномики отметил, что у него был целый ряд вопросов в связи с проектом порта Анаклия.
"Этот порт должен служить грузам, которые движутся между Европой и Азией. Например, грузы из Азии, из Казахстана или Китая в любом случае должны пройти через Каспийское море, затем территорию Грузии и дальше через Черное море... Это очень сложная логистика. Поэтому для меня был огромный вопрос: если логистика такая сложная, как этот средний коридор может быть выгодным своей конкурентоспособностью другим альтернативным коридорам, которые сегодня используют перевозчики", - сказал Кобулия.
Скандал продолжается: владелец порта Поти собирается отстаивать свои права >>
При этом, Кобулия утверждает, что у Минэкономики нет анализа экономического обоснования проекта.
"С первого дня я потребовал и у консорциума, и у правительства и очень долго искал в министерстве, чтобы мне показали анализ экономического обоснования. Прямо скажу, что такого анализа не было", - отметил Кобулия.
"Консорциум развития Анаклия" основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Кредиторы уже найдены, но чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
Правительство со своей стороны заявляет, что не намерено страховать коммерческие риски.