Три грузинских мечты и выборы 2018: мы опять в ожидании перемен

© Sputnik / Alexander ImedashviliРайон Сололаки в старом Тбилиси
Район Сололаки в старом Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
Обозреватель Александр Геловани анализирует ситуацию в Грузии перед вторым туром выборов и цели основных игроков

Александр Геловани

Самые интересные выборы в истории Грузии вышли на финишную прямую. Самые интересные, потому что самые непредсказуемые. Давайте скажем откровенно, на всех предыдущих выборах, а их в Грузии было уже ой как немало, похожая ситуация была в истории современной Грузии лишь дважды: во время президентских выборов 2008 года и парламентских выборов 2012 года.

В первом случае власти удалось удержаться, во втором - нет. Во всех остальных случаях результат в пользу правящей партии можно было предугадать достаточно легко, и вовсе не потому что население было довольно властью. Просто власть обладала подавляющими как политическими, так и финансовыми ресурсами и, что ещё важнее, инструментами для фальсификации результатов выборов. А в уже далеком 2003 году власть просчиталась: уровень недовольства в обществе был на таком уровне, что фальсификации привели к массовым протестам и смене власти - то, что потом вошло в историю как "революция роз".

Глава фракции Грузинская мечта Мамука Мдинарадзе - Sputnik Грузия
Заключительная фаза предвыборной кампании - оппоненты обвиняют друг друга

Сегодня опросы авторитетного агентства Edison Research показывают минимальный разрыв между кандидатами, разрыв в пределах погрешности, что делает результаты выборов непредсказуемыми.

При этом практически все комментаторы, в том числе и международные, сходятся во мнении, что такой грязной предвыборной кампании, как в эти дни, не было в Грузии очень давно. Здесь, пожалуй, можно провести аналогии все с теми же президентскими выборами 2008 года и парламентскими выборами 2012 года.

Самое время задаться вопросом - в чем дело? Грузия сегодня является парламентской республикой, и у президента прав гораздо меньше, чем у британской королевы. Почему же выборы, по итогам которых на кону стоит символический пост президента, стали столь принципиальными? Что такого страшного, если на этом посту вдруг окажется представитель оппозиции? С точки зрения международного имиджа страны это было бы даже полезно. Так, наверняка, думают те, кто не совсем в курсе, и ошибаются.

Опрос грузинских СМИ - президентом станет Зурабишвили >>

Проблема - в специфике власти в Грузии. Эти выборы не просто ответ на то, кто будет президентом страны. Оппозиция, и не только оппозиция, не раз заявляла - эти выборы фактически референдум о доверии к власти. А это значит, что при победе оппозиционного кандидата шансы на досрочные парламентские выборы и реальную смену власти весьма высоки. Как это произойдет, если произойдет вообще, вопрос технический. Есть такая военная хитрость - для того, чтобы защитить объект, вовсе необязательно его минировать, достаточно, чтобы противник поверил в то, что он заминирован. Так и в нашем случае.

Предвыборный баннер в поддержку Саломе Зурабишвили - на плакате Бидзина Иванишвили - Sputnik Грузия
Что ждет Грузию после президентских выборов, или Разные реальности одной страны

Эти выборы с полным основанием можно назвать "три грузинских мечты". Первая мечта - это мечта партии власти, которая так и называется "Грузинская Мечта". Эта мечта о том, чтобы остаться у власти после 2020 года и покончить со сложившейся в Грузии традицией, когда после двух каденций власть меняется, несмотря на то, что вроде бы нет никаких серьезных причин, если не считать усталости народа от власти. Вроде бы "Грузинская Мечта" всё делала правильно, чтобы остаться надолго. Политическое поле было зачищено, главный конкурент - партия Михаила Саакашвили "Национальное движение", расколота и находилась далеко не в лучшей форме. Да и население старались не раздражать излишне экстравагантными шагами. Правда, оставалась проблема со стратегическими партнерами на Западе, которым, несмотря ни на что, хотелось видеть прогресс демократии в Грузии. Власти собирались решить эту проблему достаточно изящно, а именно не выдвигать на этих выборах кандидата от правящей партии, а предложить пост президента независимому кандидату. Причем не просто независимому кандидату, а французскому дипломату Саломе Зурабишвили, которая в 2004-05 годах успела побыть министром иностранных дел Грузии. Но, как говориться, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Оврагов было более чем достаточно. С весны нынешнего года политическая жизнь в Грузии бьет ключом, причем бьет именно правящую партию. Массовые протесты, скандалы, ожесточенная борьба внутри власти вынудили основателя правящей партии, миллиардера Бидзину Иванишвили вернуться в публичную политику и возглавить "Грузинскую Мечту". Отправив в отставку премьер-министра, Иванишвили принялся зачищать авгиевы конюшни, пытаясь поставить в рамки борющиеся группировки. Удалось это только частично, всю предвыборную кампанию, вплоть до второго тура, даже далеким от политики людям было ясно, что в рядах правящей партии единства как не было, так и нет. Сама кандидатура Зурабишвили стала предметом серьезных разногласий внутри власти, причем строго формально ничего страшного в этом не было. Ведь Зурабишвили считалась независимым кандидатом, а правящая партия только поддержала её кандидатуру. Но формальная логика в реальной политике, как известно, не работает.

Мистика в грузинских выборах: обзор прессы за неделю >>

Результаты первого тура выборов стали ушатом холодной воды для правящей партии. Перед власть имущими замаячила реальная угроза потери власти. В этих условиях правящей партии пришлось пойти на беспрецедентные меры.

Обещание покрыть кредиты значительной части населения, организация кампании против возвращения к власти "Национального движения", тотальная мобилизация административных и финансовых ресурсов - всё это далеко не полный перечень инструментов, с помощью которых правящая партия пытается осуществить свою главную мечту остаться у власти. Уже никто не думает о парламентских выборах 2020, все силы брошены на победу сегодня, потому что без неё завтра может и не быть.

Арестованный в наручниках - Sputnik Грузия
Выборы и насилие в Грузии - беззаконие не сошло с рук 21 гражданину

Что будут делать власти в случае победы - вопрос сложный. То, что мы увидели между первым и вторым туром - был спринт. Даже если предположить, что власть выполнит все свои предвыборные обещания, это не решит системных проблем, стоящих перед страной. Предположить, что за два года, оставшихся до парламентских выборов, "Грузинская Мечта" сумеет решить все или даже большинство системных проблем, стоящих перед страной, очень сложно. Но победа на президентских выборах дает им шанс, которого в случае поражения может и не быть.

Вторая мечта - это мечта оппозиции, а точнее, главной оппозиционной силы страны - "Единого Национального движения". Это мечта - вернуться к власти. Несмотря на то, что кандидат в президенты Григол Вашадзе был выдвинут объединением из одиннадцати партий и общественных движений, все прекрасно понимали, что единственная реальная оппозиционная сила - это "Национальное движение". Все остальные политические партии и объединения представляли из себя лишь говорящие в телевизоре головы, и то в лучшем случае.

Но в первом туре у оппозиции на руках было целых два джокера - политические технологии Георгия Вашадзе и телекомпания "Рустави 2" Ники Гварамия. В результате комбинации двух факторов и добротной работы актива Национального движения, оппозиции удалось добиться результата, которого никто из серьезных экспертов не ожидал. В условиях, когда власти обладали не сопоставимыми с оппозицией финансовыми, административными и политическими ресурсами, второй тур можно смело записывать в актив оппозиционеров. Более того, даже в условиях тотальной мобилизации власти вопрос о том, кто победит на выборах, продолжает оставаться открытым.

Считанные дни до выборов: избиратели в Грузии на вес золота >>

Что сделает оппозиция в случае победы, более или менее понятно. Они начнут раскачивать ситуацию, ведя дело к досрочным парламентским выборам. При этом в руках оппозиции будет такой мощный инструмент, как пост президента, пусть даже и с ограниченными полномочиями. Ведь это возможность прямого доступа к главам всех государств, возможность формирования общественного мнения за рубежом и, что ещё более важно, внутри страны. В случае поражения оппозиции, почистив перышки, "националы" станут готовиться к выборам 2020 вместе со старыми и новыми политическими союзниками. В любом случае, сегодня перспектива объединения оппозиции на следующих парламентских выборах стала куда более реальной, чем до президентских выборов.

Так что первые две мечты - мечты о власти.

И было бы несправедливо не сказать о третьей грузинской мечте, мечте большинства населения Грузии. Мечте о том, чтобы жить в цивилизованном, демократическом государстве, государстве, где чиновник контролируется обществом, власть меняется исключительно посредством выборов, экономическое развитие зависит от уровня инвестиций, а не волюнтаристских решений властей, а социальные гарантии позволяют без страха смотреть в завтрашний день. И эта та мечта, которая, я верю, обязательно осуществится - лишь вопрос времени. Обидно только, что пока мы мечтаем - оно уходит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0