Прошло четыре года и традицию (очень хочется верить, что постоянную) продолжил Бачана Хорава, который будет представлять Грузию на Олимпиаде в Рио на соревнованиях по прыжкам в длину.
- Бачана, когда и где вы завоевали лицензию на ОИ в Рио-де-Жанейро?
— Это произошло в этом году на чемпионате Грузии по легкой атлетике. Для того, чтобы попасть в Бразилию, необходимо было прыгнуть на 8 метров 18 сантиметров (8.18). Я показал результат 8.25
- Вы сами ожидали такого результата?
— Честно говоря, нет. Для меня это стало большой неожиданностью, и поначалу не верилось, что это сделал я.
- Какой был ваш лучший прыжок до этого?
— Год назад, также на чемпионате Грузии я прыгнул 7.94. Потом были международные соревнования в Баку, где я улучшил результат на семь сантиметров. После этого были Первые Европейские Игры, там же в Баку, на которых я победил с результатом 7.64.
Через две недели после Азербайджана я поехал на молодежный чемпионат Европы в Эстонию и завоевал там бронзу, прыгнув на 7.97. Так что до этого года моим лучшим результатом были 8.01.
- Насколько я знаю, вы должны были поехать на чемпионат Мира в закрытых помещениях, который проходил в этом году в Портленде (США). Но вы туда не попали. Что послужило причиной?
— Все очень банально, хотя и не совсем понятно. Нам не дали визу в посольстве США.
Мы подготовили все необходимые документы, но нам сказали, что некоторые бумаги не в порядке, и не дали нам визу. Мы ничего не смогли добиться и были вынуждены уйти из посольства ни с чем.
После этого мы объяснили сложившуюся ситуацию в федерации легкой атлетики Грузии. Они в свою очередь обратились в министерство спорта, МИД. Сами тоже написали письмо. И уже со всеми этими письмами во второй раз пришли в посольство.
- И..?
— Результат оказался такой же — нам опять не удалось получить визу. При этом не дали никакого вразумительного ответа — почему они так поступают.
А этот чемпионат Мира был для меня был очень важен. Я был в рейтинге на третьем месте, и в США были те спортсмены, которые меня опережают. При этом надо отметить, что год назад я был на 34 месте в рейтинге. И за этот год сумел подняться на 31 позицию.
- Игры в Бразилии станут для вас первыми в карьере. Ваша основная цель в Рио?
— Если я на Олимпиаде смогу прыгнуть на 8.25 — это будет просто шикарный результат. На ОИ вообще очень сложно показывать хороший результат.
- Почему?
— Слишком много эмоций. Скажем, выигрываешь чемпионат Мира с результатом 8.50, а на ОИ для победы может хватить и 8.25-8.30. Например, на двух последних ОИ результат победителей был 8.31 (Лондон) и 8.34 (Пекин). Потому что на Олимпиаде главное не результат, а победа или медаль.
А на счет моих целей — я заранее не очень люблю говорить об этом и заявлять, что сделаю это или то. Конечно, постараюсь приложить максимум усилий, и, наверное, все же минимальная цель — это выход в финал.
- Вы вообще расчитывали оказаться на ОИ?
— Я выполнил олимпийский норматив этой зимой, и мы не планировали, что я покажу такой результат. Даже после того, как я прыгнул на 7.94. Основная моя цель была подготовка к чемпионату Европы, который пройдет в июле в Амстердаме.
А после того, как я прыгнул на 8.25 — уже на 1000% был уверен, что поеду на ОИ. На международных соревнованиях я прыгал на 8.01 и на 7.97, и не было причин волноваться, что я мог не взять лицензию.
Главное, что я чувствую, что у меня для этого есть ресурсы, при том, что прыжками в длину я занимаюсь всего два года.
- А что было до того?
— Я был спринтером.
- Почему вы оставили спринт и перешли в прыжки?
— Тут больше шансов на попадание в финал, хотя бы на тех же ОИ. Скажем попасть в финал спринта на ОИ — это фактически невыполнимая задача. Потому что в финал 100-метровки редко попадают белокожие спортсмены.
Вот в Лондоне француз Кристоф Леметр выиграл бронзу. А больше никто и не выходил. Может быть, я и был бы вторым, кто смог бы выйти в финал (смеется), если бы очень захотел, но все же в прыжках больше шансов.
На ЧЕ U-23 взял медаль, сейчас опять еду на Европу в Амстердам (у меня уже есть лицензия). Там тоже буду бороться за медаль — в этом я практически уверен. А потом уже ОИ. Ну естественно, в промежутке будут различные соревнования международного уровня — "Бриллиантовая Лига", этапы Гран-При.
- За последние 15-20 лет, результаты в прыжках в длину очень снизились. Я прочитал, что в этом виноваты американские спортсмены, которые стали применять новую тактику прыжков и многие спортсмены это переняли — максимальная скорость в начале разбега, а не в конце.
— Не знаю, что там придумали американцы и какую тактику они используют, я всегда увеличиваю скорость перед отталкиванием, чтобы лучше попасть на планку. И потом, самое главное — правильно подняться в воздух.
Но вы правы. За последние лет 20 показатели ухудшились. Потому что, скажем, последний ЧМ был выигран с результатом 8.26
- А какой мировой рекорд?
— Мировой рекорд — 8.95. Его установил Майкл Пауэлл еще в 1991 году. И если сравнивать 8.26 и 8.95 — то сами понимаете, это небо и земля.
А слабые результаты, наверное, в первую очередь связаны с ужесточением допинг-тестов. Причем достаточно жесткого ужесточения. Спортсмен уже не принимает тех лекарств и препаратов, которые помогали им. Потому что, за эти же 20 лет очень много препаратов попали в число запрещенных. Это мое мнение.
- То есть все "сидели" на запрещенных препаратах?
— Нет, просто тогда эти препараты были разрешены. Отсюда и высокие результаты.
- Что самое трудное в вашем виде спорта?
— Даже не знаю, что сказать? (смеется). Ну, в первую очередь, наверное, то, что это технически сложный вид спорта. Потому что значение имеет каждый шаг до планки. Всего их, в среднем, 22. И каждый имеет колоссальное значение, чтобы в конце разбега не получился заступ или недоступ.
Если изначально берешь разбег небольшими шагами, то с большой долей вероятности, получится недоступ. Все элементы должны быть доведены до совершенства и упорядочены. И в этом мне помогает мой тренер Андро Бедукадзе, один из самых сильных в этом виде спорта.
На самом деле — это очень сложный вид спорта. Не все так просто, как кажется извне.
- В соревнованиях по тройному прыжку вы тоже участвуете или это совершенно другой вид спорта?
— Это абсолютно разные вещи. Я прыгаю в длину, потому что я был спринтером. И потом я предложил своему тренеру попробовать прыгать в длину. Получилось неплохо и решили сконцентрироваться на этой дисциплине.
А для тройного прыжка необходима совершенно другая техника. Если я со своей скоростью буду выполнять тройной прыжок, то при втором отталкивании могу повредить или даже сломать ногу. Потому что, когда прыгаешь в длину, скорость разбега совершенно другая — бежишь, как сумасшедший, а потом прыгаешь. Это за счет спринтерских навыков. В тройном так не получится.
- Как же тогда Татьяна Лебедева, которая в 2004 году завоевала золото в прыжках в длину и бронзу в тройном?
— Сейчас объясню, в чем дело. У мужчин такое тоже бывает. Недавно один американец выиграл соревнования по прыжкам в длину, а потом прыгнул и тройной, показав, если не ошибаюсь 17.30 (ну во всяком случае точно за 17 метров). А в прыжке у него лучший результат 8.56 (если не ошибаюсь).
Да и в принцпе это не такая уж редкость, когда прыгают и там, и там. Но эти спортсмены с самого начала в прыжках и не переходили туда из другой дисциплины.
- То есть вы как Карл Льюис!
— Да, да (смеется)
- Значит в том, что спринтер помимо своих непосредсвенных обязанностей еще и прыгает в длину на тех же соревноаниях — это абсолютно нормальное явление? А почему тогда Болт (шестикратный олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира в беге на короткую дистанцию, многократный рекордсмен мира — прим. ред.) не прыгает? В футбол хочет играть, а прыгать — нет?
— Ну не знаю, наверное, ему это просто не интересно (смеется). Но мое личное мнение, что, если бы Болт захотел прыгать в длину, он бы и там установил мировой рекорд. Даже если бы захотел бежать 400 метров. У него нереально огромный потенциал.
- Вы упомянули "Бриллиантовую Лигу". Можно ли заработать в современном мире легкой атлетики? И как это происходит?
— Вы правильно отметили, если вы участвуете в "БЛ" — то там получаете определенную сумму. Помимо этого, существует масса коммерческих турниров, которые выбирает менеджер спортсмена. Там тоже можно заработать. Плюс спонсорские контракты с производителями экипировки.
Даже если взять ЧЕ или ЧМ, то и там можно заработать. Вот, скажем, на мировом первенстве в США спортсмен, занявший шестое место, получал в качестве призовых 4 тысячи долларов. Победитель, для сравнения, получил 40 тысяч.
И если вы чувствуете в себе силы и возможность показать хороший результат, под хорошим результатом я подразумеваю выходы в финал, подиумы — то тогда стоит оставаться в легкой атлетике. Вы сможете и заработать, и завоевать медали, и прославить свою страну. Это и есть главная цель. А если в вас нет такого стержня, то лучше заняться чем-то другим.
- Сколько времени в день вы тренируетесь?
— От трех до четырех часов, практически каждый день, кроме воскресенья.
- Вы тренируетесь здесь, в манеже?
— Да.
- Насколько прыжки в длину травмоопасный вид спорта?
— Случается. Потому что, как я уже говорил, здесь соединены два технических элемента — и спринт, и отталкивание. Можно легко повредить ногу (вывих, перелом, ахилл) во время отталкивания или во время разбега. Но к счастью, за все два года у меня не было ни одной серьезной травмы.
Наверное, это потому, что у нас правильный процесс тренировок и мы с тренером детально подходим к каждому элементу.
- Вам сейчас 23 года. Как долго можно выступать в вашей дисциплине?
— Пока у меня будет желание и возможность соревноваться и видеть поднимающийся флаг Грузии, до тех пор я буду в этом спорте. А потом, если кто-нибудь будет заинтересован в моих профессиональных навыках, я могу заняться тренерской деятельностью. И остаться в этой сфере.
- Что вы испытываете, когда видите грузинский флаг, стоя на подиуме?
— Я в легкой атлетике с 2008 года. И первый раз поехал на ЧМ для маленьких в 2009 году. И когда я впервые увидел поднимающиеся флаги других государств, чьи спортсмены стояли на пьедестале, в тот момент у меня появилась мечта — так же стоять на пьедестале и смотреть, как поднимается флаг моей страны. Это была моя самая большая мечта.
И в истории современной Грузии моя медаль на ЧЕ до 23 лет была первой в легкой атлетике.
- На каком уровне легкая атлетика сейчас в Грузии?
— К сожалению, на очень низком. Ну, во всяком случае, до последнего времени. Сейчас ситуация начала исправляться. Раньше не было элементарных условий. Когда я начал заниматься в 2008 году, манеж был в ужасном состоянии. Про отопление я уже не говорю. Как можно тренироваться при 2-5 градусах зимой? Мышцы просто не будут работать в таких условиях.
Сейчас у нас есть и сборы, и условия. И такое положение вещей говорит само за себя — появились медали на международных турнирах. Появились спортсмены, которые будут представлять Грузию на ОИ.
И те условия, в которых мы сейчас находимся, позволяют нам составлять конкуренцию другим странам. И что самое главное, в этих условиях можно добиваться результатов. Я же не ездил на сборы в США или в какие-нибудь другие страны. Все происходило здесь — в Грузии.
Поэтому для достижения результата нужны не только условия, но и желание самого спортсмена. И нужно ставить перед собой цели. Если таковая есть — ты ее обязательно достигнешь.
- Насколько популярна сейчас легкая атлетика? Идут ли в секции дети. Ведь этот вид спорта менее престижен, чем, скажем, тот же футбол, теннис или регби.
— Вы знаете, наш манеж во второй половине дня практически забит до отказа. Очень много детей занимается легкой атлетикой. Особенно после того, как были созданы необходимые условия, стало тепло и чисто, появились хорошие раздевалки, горячая вода.
Всего этого не было в мое время. После тренировки я в чем был, в том и шел домой. Я добился успехов, тренируясь в таких условиях. Первый раз, я, по-моему, занял 90 место, но желание побеждать и завоевывать медали — вот, что должно превалировать.
Сейчас, когда есть все условия, то сам Бог велел стремиться к хорошим результатам.
- Вы помните ваши первые международные соревнования?
— Да, ЧМ для детей в Барселоне в 2009 году. Тогда я еще не понимал, что такое легкая атлетика (смеется). А потом, уже приехав туда, понял — какой это замечательный вид сопрта.