21:16 20 Июня 2018
Прямой эфир
  • EUR2.8363
  • 100 RUB3.8355
  • USD2.4561
Археологические работы на территории поселения Гудабертка (регион Шида Картли)

Виноделие пришло в мир из Грузии

© FB / Georgian Heritage
Интервью
Получить короткую ссылку
Вино и виноделие Грузии (57)
2120161

Археологические раскопки в Грузии, которые длились в течение десяти лет, доказали, что виноделие началось на сотни лет раньше, чем предполагали ученые

Ранее считалось, что виноделие пошло из Ирана, однако теперь ученые доказали, что родиной вина является Грузия, а виноградарство имеет 8,2 тысячелетнюю историю.

Профессор-палеоботаник, сотрудница Национального музея Грузии Элисо Квавадзе, которая участвовала в археологических раскопках под руководством известного ученого и директора Национального музея Грузии Давида Лорткипанидзе, рассказала Sputnik Грузия о важнейших находках вблизи Марнеули (регион Квемо-Картли), назвав их гордостью всего грузинского народа.

— Мы проводили исследования в селе Шулавери в Марнеульском районе. На этом месте мы встречаем памятники-городища Гадачрилис-гора, Шулаверис-гора, Имирис-гора. Все эти городища в рельефе представлены как холмы и относятся периоду неолита, то есть приблизительно датируемым 6000 лет до н. э. (или культуре, которая существовала восемь тысяч лет назад). Обитателей этих поселений относят к так называемой культуре Шулавери-Шому.

В 2007 году на Гадачрилис-гора во время археологических раскопок под руководством археолога Миндии Джалабадзе нашли несколько сосудов.

© video: Sputnik . Levan Avlabreli
В Грузии археологи обнаружили уникальные памятники древности
Мы изучали найденные материалы. Были использованы разные методы для выявления возраста находок. Специально приглашенный специалист использовал радиокарбонный (радиоуглеродный) метод, который предназначен для датировки возраста по измерению содержания радиоактивного изотопа углерода в остатках организмов, геологических пластах и др.

Также была приглашена Нана Русишвили, специалист по семенам, изучающая макроостатки, и я – специалист палинологии. Палинология изучает комплекс отраслей наук, связанных с изучением пыльцевых зёрен и спор под микроскопом.

- Как вы доказали, что Грузия родина вина?

— Это был длительный и комплексный исследовательский процесс. Мы изучили соскобы с керамики палинологическим методом. Вино очень хороший консерватор, также, как и мед. В земле много чего не хранится, разрушается, разлагается, а в вине все прекрасно сохраняется. Сохранились и зерна пыльцы лозы, и сорняки виноградников, а также винные мошки, остатки которых были видны под микроскопом. Если в спектре есть винная пыльца, сорняки виноградников, крахмал, остатки мошек, микроскопическая шкурка винограда – это уже несколько аргументов того, что в этих сосудах было вино. В керамической посуде, обнаруженной в Гадачрилис-гора, мы установили, что там действительно было вино.

Грузия - родина вина
Эту керамическую посуду изучил эксперт университета Пенсильвании. Он провел молекулярно-микробиологическое исследование с использованием химических методов. Он также установил, что во всех этих сосудах было вино. Лично я изучила восемь сосудов и во всех из них было вино.

Исследования провели и ученые из Франции, Израиля, Италии. Они также установили в каких климатических условиях приживается виноградная лоза. Два года назад канадский археолог Стивен Батюк был приглашен в Грузию. Он также проводил разные исследования в своей лаборатории. То есть все эти наши совместные усилия привели нас вот к такому хорошему результату.

В престижном журнале Научной академии Америки PNAS была опубликована статья о данной находке в Грузии. Там публикуют только большие находки. Это очень радостная новость, что научно доказано – Грузия родина вина.

Комбинация археологических, химических, климатических данных, а также данные геоботаники и радиоуглеродные исследования, о которых мы говорили выше, показали, что культурный виноград уже во времена позднего неолита встречался на территории современной Грузии.

- То есть сегодня мы уже смело можем об этом заявить?

— Именно. Сегодня мы смело можем сказать, что в мире виноделие пошло из Грузии. То есть первые виноделы были здесь, впервые вино изготовили на территории Грузии 8,2 тысяч лет назад. Это научно доказано – тогда здесь уже существовали виноградники и люди занимались виноделием.

Вот как Дманисский гоминид смог совершить революцию в науке, так и эта находка принесет изменения. Раньше считалось, что человек в Европу перешел из Африки, но потом доказали, что с территории Грузии. Хомо эректус (человек прямоходящий) поселился сначала в Грузии почти миллион 700 тысяч лет назад и отсюда распространился. Вот как это находка совершила революцию, так и наши находки принесут большие изменения.

- В частности какие?

— Исследования продолжаются. Мы будем научно доказывать, что виноделие распространилось не из Ирана, а из Грузии. По этому поводу во всем мире большие отзывы. Множество журналов и газет пишут, что в мире виноделие, виноградарство распространилось из Грузии.

Канадские специалисты в Марнеульском районе с помощью специальных устройств осуществили мониторинг местности. Там выявилось много памятников периода неолита. В будущем мы совместно с канадскими специалистами планируем продолжить работу, провести археологические раскопки этих памятников, чтобы получить больше информации.

Глиняный кувшин для вина - квеври