01:10 14 Июля 2020
Прямой эфир
  • EUR3.4673
  • 100 RUB4.3180
  • USD3.0614
Интервью
Получить короткую ссылку
Коронавирус в Грузии: последние новости (1761)
8183813

Корреспондент Sputnik рассказывает о том, каково приходится учителям, которые в условиях чрезвычайного положения проводят уроки дистанционно

Валерий Капанадзе, Sputnik

Около двух недель назад моя коллега Лиза Шелия написала материал (отличный, кстати) о том, как школьники и их родители воспринимают/страдают/привыкают (нужное подчеркнуть) к онлайн-обучению. Я же хочу поговорить о людях, находящихся по другую сторону монитора – учителях и преподавателях, для которых новые реалии стали не менее стрессовыми, чем для учащихся.

При этом я хочу сразу же подчеркнуть, что в этой теме я немного, да разбираюсь. Дело в том, что моя мама (Марина Капанадзе) занимается преподавательской деятельностью уже почти 40 лет – сначала в университете, а потом в частной школе. Так что ее мнение вполне можно считать мнением серьезного и умудренного опытом эксперта.

На первый взгляд может показаться, что в дистанционном обучении нет ничего сложного и оно мало чем отличается от обыкновенных уроков, проводящихся в классе. Может быть, для непосвященных людей все видится именно в таком ракурсе, но это не так.

- Начнем с простого, как вам новый режим работы?

- Конечно, по началу было непривычно и неожиданно. Но, как говорится, человек ко всему привыкает и приспосабливается. Правда, нам, учителям, пришлось задействовать новые ресурсы, потому что раньше все шло по накатанной. Сейчас так не получается. Но, с другой стороны, это новый вызов и для нас.

Коронавирус и вакцинация - что будет, если не делать плановые прививки >>>

- Какие плюсы и минусы у дистанционного обучения?

- Главный плюс, безусловно, заключается в том, что несмотря на такую экстренную ситуацию, как пандемия COVID-19, можно продолжать процесс обучения. То есть мы не останавливаемся на месте. Есть несколько способов обучения: дистанционное – когда учитель посылает задание по почте, голосовое – когда записывает урок и занятие всем классом в онлайн-режиме с помощью специальных платформ.

- Насколько спонтанно это все происходит?

- Нет никакой спонтанности – составляется расписание, как в школе, но применительно к реалиям. Если урок ведется дистанционно, то учащиеся точно знают, в какой день и час придет задание. И, соответственно, они знают, когда необходимо отправить обратно выполненное задание. Аналогичная ситуация и с онлайн-уроками – они проходят четко в одно и то же время.

Насколько вредны гаджеты во время затянувшейся пандемии - советы медиков и личный опыт мам >>>

- Как происходит контроль?

- Во-первых, постоянно есть контакт с родителями учащихся – они всегда в курсе происходящего. Если ученик не появляется на онлайн-уроке, то я обязательно связываюсь с родителями. Общее руководство осуществляет администрация школы, которая регистрирует все проведенные уроки по всем предметам, отмечает отсутствующих и имеет полную картину процесса обучения. Такой подход удовлетворяет, насколько это возможно, и нас и родителей.

- Теперь поговорим о минусах...

- В таком режиме невозможно полностью освоить учебную программу. Есть виды работ, которые в онлайн-режиме просто невозможно осуществить. Например: некоторые виды контрольных работ, защиты проектов, групповая работа. Все это, конечно, можно проводить, но не в полном объеме. Еще один минус – любой урок несет не только познавательную функцию, но и содержит в себе воспитательный элемент. К тому же ты не всегда можешь видеть ученика во время онлайн-урока (из-за технических проблем) и не знаешь, что в это время он делает.

- Неужели это так важно – иметь визуальный контакт с учеником?

- Это самое важное, что происходит на уроке. Обязательно нужны глаза ученика. Это похоже на театр – актеру тоже необходимы глаза зрителей, как и футболистам - болельщики на трибунах. Заходя в класс, уже по глазам, по ауре в классе, учитель (хороший учитель) может мгновенно перестроить урок, провести его не так, как он был запланирован изначально. Дети сами подсказывают, что им сегодня интересно. Этого не получается в той ситуации, с которой мы столкнулись сейчас. И тем не менее, при всех минусах, я считаю, что дистанционное обучение - это лучше, чем ничего.

Плюсы и минусы "удаленки": чем заняться и как не сойти с ума >>>

- Многие работодатели стали задумываться о том, чтобы если не полностью, то частично перейти на дистанционную работу. Как выясняется – это вполне возможно. А можно ли обучение перевести в этот режим при нормальных условиях?

- Современные реалии предполагают групповое сотрудничество детей, умение работать в коллективе, что в дальнейшем положительно сказывается на их адаптации в социуме. Школа – это не только то место, где дают знания, это место, где детей учат жить и трудиться вместе. У них вырабатываются навыки взаимопомощи и взаимоподдержки. Если говорить только об образовательном моменте, то преподавать можно как угодно. Даже можно перейти на самообразование – ребенок сам выберет нужные предметы, и только от него будет зависеть, как он их освоит. В конце концов – эти знания будут нужны только ему для дальнейшей карьеры. А если говорить о человеческом факторе в образовании, то, на мой взгляд, система школы должна остаться в том виде, в каком она существует на данный момент.

- Вы сказали "современные реалии". А что, раньше, скажем, лет 20-30 назад было не так?

- Раньше тоже учили сосуществовать в коллективе, но каждый ученик был больше индивидуалистом. А в современном мире (я не имею в виду ситуацию с пандемией) мы учим детей, в первую очередь, работать в группе, а не сосуществовать, как я уже отметила. Время индивидуалистов уже прошло. Мир настолько сложный, что одному человеку практически невозможно охватить весь спектр знаний в каком-нибудь вопросе. Посмотрите, ведь в последнее время очень часто Нобелевские премии получают группы ученых, работавших над каким-либо проектом. Это и есть коллективная работа, которой школа старается обучить.

И в заключении небольшая ремарка. Мое поколение в школьные годы не сталкивалось с пандемиями и коронавирусами, и дистанционно обучаться нам не приходилось. Но нам пришлось жить и учиться в период развала империи, когда думали не об образовании, а о том, как выжить, столкнувшись с новыми реалиями. Мы прошли через суровые и лихие 90-е, когда приходилось заниматься при отсутствии света и газа, выполнять домашнее задание при керосиновой лампе. Но тот, кто захотел чему-то обучиться – смог преодолеть все невзгоды, а кто нет, что ж – это их выбор. Ведь если человек хочет что-то сделать, он найдет тысячу способов это сделать, а если не хочет, то найдет такую же тысячу способов оставить это в стороне.

Темы:
Коронавирус в Грузии: последние новости (1761)


Главные темы

Орбита Sputnik