Однако мало кто знает, что идея создать и запустить в небо медведя с воздушными шарами пришла в голову одному легендарному грузину - народному артисту СССР Иосифу Туманишвили (Туманов).
Иосиф Михайлович был известным театральным режиссером, педагогом, опытным постановщиком концертов и представлений. В его крови жило чувство праздника и уникальный талант мастерски передавать его людям. Так произошло и на Олимпиаде в Москве, которую Туманишвили превратил в событие века.
Он родился в Грузии, работал со Станиславским, верил, что зрителю нужно дарить не только драму, но восторг и сильные эмоции. Он был, как сегодняшняя молодежь сказала бы, массовиком-затейником "уровня Бог". Все, к чему он прикасался, приобретало особый смысл и красоту.
Грузия. Начало
А началось все с Грузии и солнечного Тбилиси. Тогда, в далеком 1909 году, этот город назывался Тифлис, и здесь Иосиф робко постучался в мир актерской карьеры. Это случилось в 1923 году.
Успешно окончив драматические курсы под руководством выдающегося режиссера и педагога Юрия Завадского, Туманишвили сначала стал актером Театра-студии его имени, где сыграл ряд ведущих ролей. А вскоре и главным режиссером Московского рабочего художественного театра, а позже и Нового театра. Актерства грузину стало мало и ему захотелось управлять процессом.
Вскоре в очередь с предложением стать их режиссером к Иосифу Туманишвили выстроилось множество театров. В тридцатых годах он выбрал Оперный театр им. Станиславского, в сороковых - стал худруком Московского театра оперетты, в пятидесятых - главным режиссером Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, а в 60-х — Кремлевского дворца съездов и Большого театра одновременно.
И каждый раз на сцене из-под его руки рождались настоящие шедевры, прекрасные и удивительно тонкие представления высочайшего класса. На его счету даже постановки опер Мусоргского "Хованщина" и "Борис Годунов" на всемирно известной сцене Миланского театра "Ла Скала". Стоит ли говорить, что Иосиф Туманишвили был награжден за свой талант множеством орденов и медалей.
К слову, в Грузии на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета Иосиф Михайлович блестяще поставил две грузинские оперы - "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953) и "Невесту севера" Торадзе (1958).
Солист Большого Владислав Пьявко долго не мог забыть реакцию зрителей аргентинского Театра Колон на "Бориса Годунова" в постановке Туманишвили: "Только открывалась каждая картина, и сразу начинались бешеные аплодисменты. Когда мы выходили на поклоны, то сверху, представляете, лил дождь из розовых лепестков. Это все Туманишвили".
Иосифу Михайловичу доверяли постановки самых важных и ответственных событий. Он являлся художественным руководителем и постановщиком концертов многих национальных декад в Москве, в том числе Декады грузинского искусства в 1958 году. А с годами грузинский режиссер снискал славу тонкого педагога и обучил в ГИТИСе целую плеяду даровитых артистов.
Что касается кино, то Туманишвили снял только один художественный фильм о своем соотечественнике, поэте Давиде Гурамишвили, и больше не брался за кино, потому что отчаянно бредил масштабным театром.
"Всегда все говорили, что он режиссер — массовик-затейник, как великий Мейерхольд, который ставил огромные действа. Это действительно так. Он очень много делал. Под его чутким руководством играла вся сцена", – говорил Пьявко.
С добрейшим утром: замечательный Миша Туманишвили - история Маленького принца >>>
К сожалению, одной из последних, крупных и самых запоминающихся работ режиссера стала постановка торжественных церемоний открытия и закрытия московских Олимпийских игр 1980 года. Через год после масштабного мероприятия Иосифа Туманишвили не стало.
"Медведи не летают"
Церемония открытия XXII Олимпийских игр состоялась 19 июля 1980 года на стадионе имени Ленина в Лужниках. В праздничном открытии Олимпиады-80 приняли участие более 16 тысяч человек, среди них были профессиональные танцоры, атлеты, студенты и артисты самодеятельности.
Это были первые в истории Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые игры, проведенные в социалистической стране. Поэтому все должно было пройти как по маслу, без заминок, одним словом – идеально. Кто же, как не Туманишвили, был способен на это.
"Через очень многие трудности пришлось пройти отцу, преодолеть сопротивление. Например, заявление первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина о том, что медведи не летают, – рассказывал сын режиссера Михаил Туманишвили. – Реакция на трибунах в то время вообще ожидалась очень враждебная, потому что это был 1980 год, а в 1979 году мы вошли в Афганистан, и весь мир тогда ощетинился против нас. Он сделал так, что люди плакали и вдруг полюбили эту страну".
Интересно, что первоначально главным режиссером Игр предложили стать Игорю Моисееву, но тот отказался, когда ему сказали, что он должен будет напрямую общаться с Леонидом Брежневым.
Сейчас, спустя 40 лет, очевидно, что придуманный Иосифом Туманишвили Мишка - совершенно гениальное изобретение, которое заставило прослезиться тысячи глаз. А ведь если не упорство, безумное рвение и видение Иосифом Туманишвили прекрасного на расстоянии, Мишка мог вообще не улететь в свой "сказочный лес", а уползти в берлогу, как это свойственно медведям.
Дело в том, что этот чудный полет мог вовсе не состояться, потому что чиновники в один голос твердили: "Медведи летать не умеют!", но постановщик церемоний Олимпиады-80 сказал, что умеют. И доказал это.
Как?!
Сейчас все возможно, а тогда в 80-е область робототехники не была настолько развита, чтобы можно было позволить легко управлять с земли восьмиметровым медведем. И испытания придуманного грузинским режиссером летающего зверя, к сожалению, имели и трагический характер.
По воспоминаниям современников, в ответ на заданную Иосифом Туманишвили непростую задачу, инженер-испытатель Трусов выдвинул оригинальную версию. Он предложил запустить в небо человека, наряженного в костюм медведя, с привязанными к нему гелиевыми шарами.
Кстати, сам Трусов и вызвался испытать свой аппарат. И сначала все шло хорошо, но неожиданный порыв ветра унес человека-медведя вверх. Ходили разные слухи. Говорили, что Трусов скрылся в небесах, погиб или, приземлившись, бежал за границу. Ясно было одно - его вариант провалился.
Вторым управлять Мишкой вызвался изобретатель Юрий Мальцев. Он предложил манипулировать куклой-талисманом с помощью гелиевых шаров. Придумал он это так: в задней лапе находилась кабинка для пилота, где и происходило все таинство. Но во время испытания вновь помешал ветер, и Мишку сдуло к чаше с олимпийским огнем. Пилот погиб. При разборе трагического полета на ум пришла идея привязать шары только к ушам и лапам - для равновесия.
В итоге тренировки прошли успешно. И на церемонии закрытия аэростат "Олимпийский Мишка" вел себя, как хотел его создатель - Туманишвили. В нужный момент он красиво выплыл, взлетел на заданную высоту, вызвал ликование и радость, а потом, поменяв траекторию полета, по прямой стал двигаться в сторону Воробьевых гор. Как и куда он приземлился, тоже загадка.
"Вишенка на торте"
Осталось одно теплое воспоминание о работе с Иосифом Михайловичем и у исполнителя Льва Лещенко, спевшего в дуэте с Татьяной Анциферовой прощальную песню московской Олимпиады "До свидания, Москва".
Туманишвили, любивший все контролировать, всегда особенно трепетно относился к музыкальному оформлению, считал его "вишенкой на торте". Эту песню "ласкового Миши" композитору Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову заказали именно Туманишвили и главный дирижер этих церемоний Одиссей Димитриади (он тоже из Тбилиси, кстати).
Лещенко вспоминал, что, приехав на студию "Мосфильм" для записи песни, встретил там Иосифа Михайловича, который сказал ему: "Там будет грустная история, расставание. Вы спокойно ее спойте".
Интересно, что на самом деле это был не дуэт: Лев Лещенко и Татьяна Анциферова записывались по отдельности. Это уже потом звукорежиссер свел эти две версии воедино. "И так здорово песня легла на это действие! Все получилось очень трогательно, - признавался артист. - Но, откровенно говоря, в тот момент какого-то большого потрясения я не испытал. Потом уже пришло осознание, что я был участником яркого события".
Таким же ярким был творческий путь Иосифа Туманишвили. Он стал искусным создателем масштабного театра, грандиозных постановок. Режиссер обладал изумляющей способностью увидеть целое без деталей – в этом заключался его главный талант, поэтому его работы трогали сердца и оставляли сильное впечатление.