В Грузии вот уже второй день действует запрет на производство, импорт и реализацию одноразовых полиэтиленовых пакетов. Наш корреспондент Натия Кварцхава решила проверить, как он заработал. И начала проверку, с самой "горячей точки" - места, где на рынке оптом продают пакеты.
Запрет на одноразовые полиэтиленовые пакеты вступил в силу в Грузии>>
Чувствуете, как окружающая среда сразу стала чище? Это все благодаря новому законопроекту, который должен остановить производство, импорт и реализацию полиэтиленовых пакетов толщиной менее 15 микрон.
Конечно же, вы не могли почувствовать. Всем понятно, что я утрирую, и проблема загрязненности среды не решается в одно мгновение. Но мы на пути к этому, на правильной дороге стоим, так скажем.
Каждому жителю страны, да что там страны - всего мира известно, что полиэтиленовые пакеты пагубно влияют на природу. Каждый из нас натыкался на многочисленные видео в Интернете, где какая-нибудь девушка-волонтер рассказывает о катастрофическом состоянии, скажем, океана, в котором пакетов и мусора - больше, чем рыб. Все смотрят такое видео, даже осуждающе клацают языком, но никто не прекращает покупать их, а если и прекращают, то - единицы.
Итак, хотим мы этого или нет, но с 1 октября 2018 года в Грузии пришлось отказаться от одноразовых полиэтиленовых пакетов. Эта новость прогремела как гром среди ясного неба не только для потребителей, но и для продавцов с производителями.
Более того, правительство страны намерено с апреля 2019 года запретит производство полиэтиленовых пакетов любой плотности, разрешив использование только биоразлагаемых пакетов.
По задумке грузинских законотворцев, эти изменения должны способствовать снижению загрязнения окружающей среды и поощрять экологически чистые инициативы. Цель, безусловно, благородная, но что об этом думают те, кто занимается продажей полиэтиленовых пакетов? Это легко узнать, если пройтись по рынку неподалеку от железнодорожного вокзала в центре Тбилиси. Там есть места, где целлофаны продают оптом. Представляете, оптом! Куда они денут такое количество запрещенного товара?
С этим вопросом я подошла к одному из прилавков. За ним стояла приятная блондинка средних лет. Знаете, она так вежливо разговаривала с покупателем, и главное, так спокойно, что я решила подойти, непременно, к ней. Но как только она поняла, что я журналист, ее вежливость и спокойствие - как рукой сняло.
Мэрия Тбилиси избавляется от старых машин>>
"Журналист? А где вы были пару дней назад, когда сюда приходили другие журналисты и делали репортаж? Ничего хорошего из этого в телевизоре не вышло, так что я ничего тебе не скажу", - раздраженно произнесла она. Тут же стало ясно, что тема пакетов конкретно в этом месте Грузии – больная. Вроде бы безобидное интервью превратилось в монолог продавца о том, какие все журналисты негодяи.
На крики прибежали коллеги-продавцы: "Что, опять журналисты? Что им, негодяям, надо?". Попыталась объяснить всем, что я пришла с миром и хочу задать несколько вопросов. Они немного успокоились, но по-прежнему говорили на повышенных тонах. Но кричали уже не на меня, а куда-то "туда", будто бы хотели донести до кого-то рассказ о своем тяжелом положении.
"Нас никто не предупреждал, что такой закон вступит в силу. Сколько фур приехало, сколько трейлеров разгрузили, а теперь это все сжечь?", - говорит та же приятная блондинка, которая все никак не может успокоиться.
"Почему мы должны узнавать об этом как о сплетнях через кого-то? Ладно, мы узнали, а что делать тем, кто живет в регионах? Откуда они должны были узнать? Говорят, все, продавать не сможете, нельзя. А что делать с оставшимся товаром? Куда его девать?", - продолжает она, а ее риторические вопросы все не заканчиваются.
Какая-то женщина, постарше блондинки и во всем черном, выкрикнула, не сдержавшись, мол, пусть только попробуют прийти и забрать товар. И бензин у них есть, все сожгут, если придется.
Продажа полиэтиленовых пакетов - хлеб для многих грузинских семей. Вот к примеру, понравившаяся мне блондинка этим занимается уже пятнадцать лет. И в жару, и в холод стоя на этом месте, за 15 лет она заработала себе кучу болезней, но благодаря этой непростой работе женщина кормит большую семью. И другого занятия у нее нет.
Тбилисцам придется сортировать мусор – как это работает в других странах мира?>>
Напомнив дамам, что все эти мероприятия проводятся для защиты окружающей среды, начался новый наплыв возмущений. Женщины, разводя руками, задавались вопросом, мол, чего они прицепились в этим пакетам.
"Думаете, все, что завозится в Грузию, экологически чистое? Вон, зеленые яблоки привозят, они лежат-лежат и даже не портятся." Далее они начали перечислять все продукты, которые не вызывают у них доверия.
Тем временем к прилавку подошла женщина, желающая приобрести пакеты. Она задала несколько вопросов продавцу, а та, устав и переволновавшись, ответила:
"Ой, девушка да ничего я не знаю, нет здесь продавца!"
Мне стало неудобно, ведь это из-за меня они там переволновались, а теперь продавщица потеряла одного покупателя. Желающая купить злосчастный пакет развернулась, сказав на прощанье "Нахалка".
"Хорошо, представим, что вы распродали все эти пакеты. Что дальше?", - спросила я.
"Тогда нам придется продавать новые пакеты, которые не влияют на природу пагубно. Однако стоить они будут дороже, люди и так еле сводят концы с концами, а тут, представьте, они покупают какую-то булочку и за пакет, в который положат булку, надо платить. Ко мне приходили люди и покупали оптом большие пакеты. Думаете, только мы против?", - говорит светловолосая продавщица.
Поняв, что разговором делу не поможешь, я решила удалиться. Все попрощались со мной как-то... с надеждой. Пожилая бабушка прошла мимо меня с самыми разноцветными пакетами. Она тоже там стояла, но ничего не говорила, даже не возмущалась. Она точно "завяжет" с этой работой, ну, куда ей?
Рынок стройматериалов Элиава в Тбилиси вновь будут исследовать>>
Знаете, на что все это похоже больше всего? На создание видимости уборки дома. Метете вы веником туда-сюда, а собравшийся мусор потом не выкидываете, а прячете под ковром, чтобы мама не видела. Вроде, на первый взгляд чисто, но в итоге в этом мусоре сами же и сидите. Решать глобальную проблему экологии, безусловно, нужно, но сотням продавцов в Грузии, пока они не перестроятся под новую реальность, придется ох как нелегко.