Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
На сегодня СНГ – Содружество Независимых Государств – является одним из самых странных и противоречивых объединений на постсоветском пространстве.
Главы России, Украины и Белоруссии, 8 декабря 1991 года незаконно распустившие СССР, понимали, что нельзя просто ликвидировать единое государство вопреки ясно выраженной воле народов СССР. Поэтому на месте, в срочном порядке, было изобретено и предложено нечто вроде конфедерации, объединившей бывшие советские республики, которые внезапно приобрели международную правосубъектность.
До сентября 1993 года формально сохранялись Объединенные вооруженные силы СНГ (под командованием последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова). Предполагалось сохранить и развивать единое экономическое пространство, а также координировать внешнеполитическую деятельность.
Впрочем, одновременно с концепцией СНГ как механизма интеграции, родилась и концепция СНГ как механизма цивилизованного развода бывших республик СССР. Одновременное существование двух противоречащих друг другу концепций на практике привело к тому, что СНГ так и не оформилось структурно и на сегодня представляет комплекс разноуровневых многосторонних соглашений и механизмов, а также площадку для периодических встреч глав государств, правительств и министров стран-участниц.
Лучше всего состояние СНГ иллюстрируется составом его членов и взаимоотношениями между ними.
Формально в СНГ сегодня входит 11 государств. Грузия, покинувшая Содружество в августе 2009 года, тем не менее, сохранила свое участие в подписанных в рамках СНГ договорах и соглашениях.
Украина считала, что, участвуя в СНГ и даже будучи страной-учредителем, она не является членом СНГ как международной организации. Что, впрочем, не влияло на участие представителей Киева во всех саммитах СНГ, а также не помешало Украине одной из первых присоединиться к зоне свободной торговли СНГ.
Армения и Азербайджан, будучи членами СНГ, находятся в состоянии перманентного конфликта по неурегулированной проблеме Нагорного Карабаха. На линии соприкосновения в Карабахе в целом соблюдается перемирие, однако сохраняется и военная опасность.
Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – значительно более глубокого интеграционного объединения, чем СНГ.
Ну и в придачу к этому Россия и Белоруссия еще и создали Союзное государство, оставаясь при этом полностью суверенными. Причем Москва и Минск являются членами СНГ, а единое государство России и Белоруссии – это отдельная структура.
Это не считая Монголии и Афганистана, которые являются наблюдателями в отдельных структурах СНГ (Кабул в 2008 году даже заявлял о своем желании приобрести полноценное членство).
Как видим, СНГ – нечто рыхлое, аморфное, что даже трудно назвать объединением, поскольку некоторые его участники стремятся к разъединению (например, Украина в последние два года считает большим достижением резкое, в разы, сокращение экономических связей с Россией).
Сам факт создания новых интеграционных объединений (Таможенный союз, ЕАЭС) свидетельствует о том, что в существующем формате интеграционный потенциал СНГ исчерпан.
Содружество не смогло стать мягкой версией СССР. В рамках Содружества не удалось преодолеть центробежные тенденции, доминировавшие в постсоветских государствах в 90-е – в первую половину нулевых годов. Выросшие на его базе интеграционные проекты далеко переросли Содружество. Оно выполнило свою роль, обеспечив на первых порах переговорную площадку для урегулирования проблем и противоречий, возникших при распаде СССР.
Но, хоть СНГ и не стало механизмом интеграции, новые интеграционные механизмы (тот же ЕАЭС) выросли на его фундаменте.
Очевидно, что при всей алогичности дальнейшего существования "содружества", в рамках которого Украина считает Россию "страной агрессором", с которой она якобы второй год ведет войну (и это только один – наиболее яркий, но не последний пример), СНГ вряд ли будет распущено в ближайшее время. В какой-то степени Содружество стало символом реинтеграции постсоветского пространства. А с символами так просто не расстаются.
Впрочем, уже сейчас мы вспоминаем об СНГ пару раз в год, по случаю очередного мероприятия или годовщины. Видимость жизни СНГ поддерживается только за счет бюрократической инерции национальных и наднациональных структур, созданных за двадцать четыре года его существования.
Судя по всему, встречи в формате СНГ будут происходить все реже, и со временем, даже не будучи официально распущенной, структура просто окончательно прекратит действовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.