Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации – для Sputnik
Очень вероятно, что 2016 год станет годом полноценной консолидации на постсоветском пространстве. Для этого готовы практически все экономические предпосылки, а внешние факторы давления (антироссийские санкции, террористическая угроза и т.д.) обеспечат и общий контур систем безопасности.
Объявление России "холодной войны 2.0" со стороны США устами Барака Обамы привело к тому, что старые, уже давно заржавевшие механизмы, созданные еще в советский период, вдруг, к удивлению западных партнеров, вошли в рабочий режим. В результате российское население мобилизовалось и вместо "войны всех против всех" (именно так, по замыслу креативной группы в Вашингтоне, должны были сработать изоляция и санкции) демонстрирует довольно устойчивые признаки консолидации.
В результате ОДКБ придется развивать военную инфраструктуру и даже наращивать присутствие в странах – членах Организации, в отношении которых радикальные исламисты могут проявить агрессию и попытаться свергнуть существующие там режимы.
А ЕАЭС придется развивать финансовые институты для того, чтобы оказывать ощутимую поддержку и стабилизировать политические системы, которые гарантируют в регионах порядок и социальный статус населения.
Политического оформления ЕАЭС в ближайшей перспективе, конечно, не получит: сохраняется крайняя озабоченность со стороны стран-партнеров по альянсу усилившейся геополитической ролью России. И Нурсултан Назарбаев, и Александр Лукашенко, в свою очередь, стремятся повысить собственную геополитическую капитализацию и выйти на новые рубежи. Так, Назарбаев объявил о готовности Казахстана принимать участие в миротворческих операциях ООН, а Лукашенко принял условия партнерства с ЕС – перед самыми президентскими выборами. Поэтому Россия в 2016 году будет озабочена выравниванием возможностей Армении и Киргизии и созданием более или менее сбалансированного экономического поля.
"Сирийский трек", по мере успехов российского оружия (двойной эффект: геополитический и усиление ВТС в результате успешного применения новых видов вооружений), привлечет к России и ее партнерам по ЕАЭС новых союзников в Азии, Америке, Африке и, конечно, в ЕС.
На смену глобальным институтам (МВФ, ВТО и т.п.) придут более эффективные региональные союзы – ШОС, ЕАЭС, Транстихоокеанское партнерство и др.
Вполне вероятно, что будет усилен и институт ООН, а состав постоянных членов Совбеза ООН расширен за счет стран, которые в результате своего развития займут место геополитических игроков, окончательно развалив ныне разрушающуюся монополярную политическую систему.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.