ТБИЛИСИ, 2 янв – Sputnik. Приезжий, попавший на Новый год в Армению, сможет насладиться не только огромным количеством блюд — а новогодний стол в республике очень разнообразен, — но и неповторимой атмосферой, ведь главным героем новогодних торжеств, которые длятся в Армении 13 дней – до старого Нового года включительно, является именно гость, в роли которого так или иначе оказывается каждый.
В новогодние дни люди либо принимают гостей, либо сами ходят в гости, пишет РИА Новости. Никто никого специально не приглашает, однако во всех домах накрыты столы в ожидании родственников, друзей, знакомых, соседей, сослуживцев. Когда они придут и сколько их будет, вычислить заранее сложно, но это никого не смущает.
Современный стол — разнообразный стол
Современный армянский новогодний стол предполагает наличие определенного набора закусок и горячих блюд, сладостей и фруктов.
Армянская кухня всегда отличалась разнообразием мясных блюд. Главными блюдами на новогоднем столе в последние годы стали свиной окорок, начиненный различными специями – чесноком, лавровым листом, душистым перцем, молотым острым черным и красным перцем, а также запеченная в духовке с яблоками индейка, фаршированная орехами, черносливом и другими сухофруктами.
Из холодных мясных закусок на столе обязательны бастурма и суджух. Бастурма представляет собой куски говядины, пропитанные солью, спрессованные, покрытые слоем острой заправки (чаман) и высушенные на воздухе. Суджух — это приплюснутые колбаски из заправленного острыми специями говяжьего фарша, высушенные на воздухе. И бастурму, и суджух подают на стол очень тонко нарезанными.
На новогоднем столе по традиции должно быть как минимум пять-семь видов сладостей. Это пахлава, гозинах (кипяченый мед с обжаренными грецкими орехами), различные цукаты, сухофрукты и гата, приготовленная из различных видов теста.
Символы Нового года в Армении те же, что во многих других странах – нарядная елка и Дзмер папи (Дед Мороз). Кроме того, все стараются украсить дома фигурками, символизирующими наступающий Новый год по восточному календарю.
Армянская Апостольская церковь отмечает 6 января праздник Рождества Христова одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. В этот день на стол подают отварную рыбу – чаще всего это ишхан (форель) и сиг, в последние годы стерлядь, а также плов с изюмом и другими сухофруктами, а из напитков – красное вино.
Обычаи и кухня древних армян
Этнограф, доктор исторических наук Рафаэль Нахапетян утверждает, что в период язычества Новый год отмечали роскошнее, но не в смысле изобилия яств. Для древних армян важнее были обычаи, традиции и соревнования, в которых участвовал даже царь.
Армяне в Новый год придавали важность цифре 7. Всего делали по семь штук, что, по словам Нахапетяна, связано с семью языческими божествами.
На праздник готовили гату, в тесто клали косточку или монету и украшали ее в соответствии с 12 месяцами года или количеством членов семьи. Вечером хозяин или хозяйка раздавали ее членам семьи, и тот, кому попадалась косточка, верил, что в новом году ему будет сопутствовать удача.
По словам Нахапетяна, на новогоднем столе фрукты были обязательными, причем каждый фрукт имел свое значение. К примеру, яблоко символизировало любовь и было связано с выбором спутницы.
"Поскольку праздник несет в себе множество смыслов, каждое блюдо также имеет свое значение. Однако прежняя система не действует, и сейчас придается большое значение изобилию мясных блюд и используются такие компоненты, которых никогда не было", — сообщил этнограф, отметив, что раньше народ не придавал важности роскоши новогоднего стола.
Традиционная армянская новогодняя кухня является всего лишь одним из элементов традиций и обычаев, связанных с празднованием Нового года, соглашается этнограф и телеведущая Сона Тащян.
"У древних армян был очень интересный и продуманный цикл новогодних обычаев и поверий, некоторые из которых до сих пор сохранились в армянских селах. Новый год считался возможностью начать все заново, переосмыслить совершенные ошибки и попытаться избежать их в дальнейшем, оставив все плохое в старом году", — сказала она. Тащян считает важным, что у армян сохранился обычай праздновать Новый год в кругу семьи.
У армян существовал культ воды — в Новый год ближе к полуночи девушки спешили к роднику, куда бросали в качестве пожертвования кусочек праздничного хлеба "тареац", в который клали талисман — фасолину, пуговицу или монетку. Хлеб делили по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусок с талисманом. Выпечка "тареац" до сих пор широко распространена в некоторых областях Армении.
Кроме того, одним из блюд, существовавших еще в дохристианскую эпоху, считается пасус толма (постные голубцы), ранее предназначавшаяся богам в качестве подношения. Ее готовят из фасоли, чечевицы, нута. Армяне верили, что, принося в жертву богам злаковые и бобовые, они получают их благословение, а урожай следующего года обязательно будет обильным и качественным. "Это очень интересная традиция, которая сохранилась до сих пор. При этом есть множество вариаций пасус толмы, присущих конкретному региону в Армении, исходя из его природно-климатических условий", — рассказала Тащян.
Традиционно армянскими новогодними блюдами являются также "ануш апур" (суп с сухофруктами) и "хапама" (тыква с начинкой из риса, меда, орехов, сухофруктов).
"Наши предки всегда накрывали богатый стол, однако излишеств не позволяли. Но, к сожалению, сегодня новогодний стол стал предметом соревнования и показухи, что нам не к лицу. Будучи народом с такими интересными и сложными традициями, сейчас мы свели этот праздник к подобному примитивизму восприятия. Хотелось бы, чтобы мы, подобно нашим предкам, были бы немного более одухотворенными, и праздник стал бы проявлением всеобщей радости", — сказала Тащян.
В старину в Армении была широко распространена традиция подвешивания вязаных носков к ердыку (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света), в который клали подарки. Аналогичная традиция есть у многих народов Запада. По словам Тащян, трудно сказать, где и когда впервые возник этот обычай.
Женщины на Новый год дарили платки, кошельки, мужчины — зеркала, драгоценные изделия, носки, обувь. Подарки детям клали под подушку или в носок. Далее наступали рождественские дни: звали священника, который очищал дом от былых невзгод, и человек с чистым сердцем вступал в новую жизнь.