Илия — единственный из пророков, который живым был взят в Царство Небесное и единственный из ветхозаветных пророков, которого признает православная церковь.
Пророк Илия высокопочитаем среди всех святых, несмотря на свою суровость. Именно Илия охраняет исполнение человеческих и божьих законов. Он суров к грешникам, но щедр к праведникам.
Его считают повелителем молний. Его образ, разъезжающего на огненной гремящей колесницы, предупреждает всех о его беспощадности и силе.
Ильин день отмечают все православные народы, а также иудеи и мусульмане, живущие в окрестностях горы Кармель, на которой, согласно библейскому повествованию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала.
Почитают пророка Илию и католики, но у них, в отличие от православных, отдельного празднования ему не установлено.
История
Святой пророк Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Иисуса Христа.
Данное младенцу имя Илия (переводится как крепость Господня) определило всю его жизнь. Согласно преданию, в момент рождения ребенка Соваху, отцу Илии, было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Это видение стало пророческим — ребенок вырос и стал светочем веры.
Когда Илия немного подрос, от ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение, и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.
Господь послал Илию к израильскому царю Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.
Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в городе Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.
Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: "Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол".
Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: "Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь". Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел.
Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Традиции
Отмечать этот праздник начинали еще накануне — пекли обрядовое печенье, прекращали заниматься полевыми работами и старались при помощи различных ритуальных действий защитить свой дом от ливня, града и молнии, а себя от болезни и сглаза.
В народном воображении святой Илия, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, и урожай на следующий год будет богатым.
Ильин день считался календарной границей лета и с этого дня в природе уже появляются первые признаки осени. Согласно традиции, начиная со 2 августа купаться в природных водоемах уже нельзя было. Логически это объясняется тем, что вода в это время лета начинает активно цвести, поднимается тина и ряска. Купаться еще можно, но уже неприятно.
Вот и говорят люди — Илия воду испортил, написал в пруды.
В народе верили, что после Ильина дня водоемы кишат нечистью. Русалки, водяные, прочие речные духи становятся неподконтрольны, настает их время купаться веселиться. Поэтому можно утонуть от судороги или разрыва сердца, можно нахвататься бородавок, парши и прочих речных недугов.
В этот день также категорически была запрещена любая работа, поскольку это могло разозлить грозного святого, и тогда добра не жди.
Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи.
Так же считалось, что на Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и так далее. В связи с этим установился обычай в день Илии не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на дом грозу и молнию.
В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности — волчьи, норы. Если на Ильин день удавалось добыть "серого", — это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.
С этого дня устанавливается умеренное тепло, световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление. "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна".
В Ильин день на Руси было принято устраивать крестные ходы и молить о подходящей для полевых работ погоде, об урожае, о защите от сглаза и болезней т.д. К Ильину дню было принято выпекать первые караваи из зерна нового урожая, которые ели всей деревней.
Материал подготовлен на основе открытых источников.