Профессию учителя всегда считали самой важной и уважаемой. Учитель — это не просто профессия, а настоящее призвание, так как хороший педагог дает не только знания, но и воспитывает новое поколение.
Праздник призван привлечь внимание к положению педагогов в обществе, их роли в образовании и развитии.
День Учителя — это праздник, который посвящен всем работникам образовательной сферы. В этот день люди смогут отдать дань уважения своим учителям, еще раз поблагодарить за приложенные усилия. Это символ признательности и уважения к педагогам.
Праздничный концерт, посвященный "Дню учителя", и церемония награждения победителей Всероссийского конкурса "Учитель года России" состоится в Государственном кремлевском дворце 3 октября в 19 часов.
История
Впервые данный праздник утвердили в 1965 году еще в Советском Союзе, которое праздновали в первое воскресенье октября. До 1994-го года в России конкретной даты не было установлено, поэтому заранее нельзя было сказать, какого числа состоится торжество.
На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя стали отмечать 5 октября. Дата совпадает с Всемирным днем учителя, которую предложили в ООН в 1994-ом году.
Выбор даты празднования не был случайным. В Париже 5 октября 1965-го года провели межправительственную конференцию ЮНЕСКО и Международной организации труда, где приняли документ "О положении учителей".
День учителя в некоторых государствах бывшего Союза до сих пор отмечают по традиции в первое воскресенье октября. К примеру, в Украине, Беларуси, Латвии, Казахстане и так далее.
В Узбекистане отмечают праздник первого октября, причем этот день официально признан выходным. Армения, Азербайджан, Киргизия и Молдова и так далее празднуют 5 октября.
Это профессиональный праздник всех педагогов, преподавателей, учителей и воспитателей. Отмечают этот день не только педагоги, но и все учащиеся в том числе.
Традиции
В День учителя в российских школах проводятся неформальные праздники, на которых чествуют учителей. По традиции, учителям дарят цветы и символичные подарки, устраивают для них праздничные концерты и театральные постановки.
Любимых учителей приходят навестить бывшие ученики.
На мероприятиях, посвященных Дню учителя присутствуют родители учеников, которые вместе с учителями могут оценить выступления своих детей, а также морально поддержать их.
Школьный совет часто устраивает встречу с родителями школьников для решения накопившихся вопросов или дачи объявлений, касающихся школьной жизни.
Проводятся и общегосударственные мероприятия, в ходе которых руководство страны награждает заслуженных учителей и педагогов, достигших наилучших результатов в своей работе. В этот день отмечают заслуги лучших по профессии среди школьных учителей и преподавателей средних и высших учебных заведений.
С 1992 года проводится конкурс "Учитель года России", учредителями которого являются Министерство образования и науки, Общероссийский профсоюз образования и "Учительская газета". Первый конкурс проводился в 1990 году, но после распада Советского Союза конкурс приобрел статус "всероссийского".
О профессии
Профессия учителя действительно возникла очень давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Согласно археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока — Вавилоне, Ассирии, Египте, Индии.
Историки считают, что к появлению профессии учителя и учебных заведений привела необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям. С тех античных времен школа стала основой для развития человечества.
В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах — жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы — для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов — готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.
В античном мире были три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).
В Древней Греции появились многие педагогические термины, которые используются по сей день: "педагогика", "дидактика", "педагог", "риторика" и другие.
Людей, которые занимались педагогической деятельностью, в Древней Греции называли — педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально "детоведение, детовождение" — воспитатель) — домашний раб, сопровождавший ребенка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребенка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя.
В России
Возникновение русской национальной школы в Древней Руси связывают с именем князя Владимира Великого, при котором произошло Крещение Руси в 988 году. Потребность в обучении грамоте в тот период усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб.
Князь Владимир велел "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи.
Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие — "учительные люди" и "учительная литература": летописи, сказания, жития, поучения и так далее. Одно из них — "Поучение Владимира Мономаха".
На Руси уже в ту далекую эпоху осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Федорова 1574 году стала "Азбука".
С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске. В Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек.
Первое в России высшее учебное заведение — Киево-братская коллегия — было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.
Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра Великого. При нем была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет.
Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I в 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения "жениться не допускать и венечных памятей не давать".
Екатерина II в 1764 году издает указ об основании "Института благородных девиц" на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет.
Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены, фрейлины.
В губерниях и уездах открывались народные училища. Но все же школ к концу 18 века было еще очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек.
Министерство народного просвещения — первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования, было создано в 1802 году. Появилась четкая система образования: приходская школа (1 год) — уездное училище (2 года) — гимназия (4 года) — университет. В университет можно было поступить только, окончив классическую гимназию.
Материал подготовлен на основе открытых источников.