Рош а-Шана (Рош хашана, Рош ха-Шана), что в переводе с иврита означает "голова года", относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.
Согласно еврейской традиции, в эти дни предопределяются судьбы и события всего следующего года.
Новый год, начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на середину сентября — начало октября.
В библейские времена понятие Рош а-Шана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не тишрей, а весенний месяц авив, позднее названный нисан. Как отмечалось в то время его начало — не известно.
Праздник же первого дня месяца тишрей, а был он тогда седьмым месяцем, называли днем "священного собрания", когда положено было не работать, а трубить в трубы и совершать жертвоприношения. Праздник длился всего один день. Двухдневное празднование появилось позже, в связи с трудностью точно определить новолуние (Рош Ходэш).
Праздник
Рош а-Шана является символом сотворения мира Всевышним, точнее, шестого дня, когда Бог создал первого человека и назвал его Адамом. С давних времен считалось, что именно в Рош а-Шана Господь записывает в Книгу Жизни важные события, которые должны произойти с людьми в будущем году.
Это время Суда Господнего над людьми. На небесах в этот день решается — кто будет жить в достатке ли, или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на вердикт Творца.
Поэтому в предшествующий Новому году месяц элул положено пересматривать свои поступки и раскаиваться в том, что было сделано неправильно. В синагогах читают "слихот" — особые покаянные молитвы.
Тем не менее, именно вера в то, что Вездесущий Творец желает своим детям лишь добра, и превращает Рош а-Шана в настоящий праздник.
Название Рош а-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора). В Торе этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связанно с особой заповедью приписанной этому празднику: издать трубный звук.
Шофар
В синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога) призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов. Это обращение не только к слуху, но и к сердцу каждого. Само слово шофар происходит от слов "исправление, улучшение".
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья.
Звук шофара призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши".
Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетия, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.
Читая молитвы, каждый из представителей этой веры напоминает себе о смертности человека. В итоге каждый еврей должен нести ответственность за свое поведение на протяжении всего жизненного пути.
Рош а-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора".
Завершается этот период постом — Судным днем, который называется Йом Кипур.
День искупления
В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, иудеи всего мира отмечают Йом Кипур — День искупления, который называют еще Судным днем.
В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош а-Шана — еврейского Нового года.
Йом Кипур в 2019 году выпадает на 9 октября.
Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.
Традиции
Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.
Вечерняя служба в синагоге, затем праздничная (вечерняя) трапеза. На столе есть все, что полагается для праздничной трапезы, и глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина).
После омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую иудеи желают себе и всему народу Израиля в Новом году.
Завершается трапеза благословением — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.
Утром проводится особо торжественная служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.
Оба дня Рош а-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.
Второй день Рош а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Если служба в честь Рош а-Шана выпадает на Шаббат, в шофар не дуют, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной "работы".
Люди приветствуют друг друга, говоря просто "Шана Това" — "Хорошего вам года", или более сложными фразами, такими, как "Лешана това, тикатев ветехатем" — "Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!".
Трапеза
В Рош а-Шана проводится особенная трапеза, на которой едят "симаним" (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать новый год с добрых примет.
В начале трапезы окунают хлеб не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года, а в мед. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.
Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы. При этом говорят: "Дай Бог, чтобы мы стали головой, а не хвостом".
В Рош а-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".
Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года.
Материал подготовлен на основе открытых источников.