Вы будете смеяться, а наши предки имели гораздо меньше проблем с обеспечением горячей водой. Никто из них не пекся о приобретении энергосберегающих баков или безопасных газовых приборов! Захотел помыться, пошел к натуральным источникам. Зашел, отдался в руки терщика и родился заново. Уж коли сам классик после данной процедуры изрек: "Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань…", значит и в самом деле, оно того стоило. Ну не было у предков автономного водоснабжения и душевых, думаете, это мешало им ощущать полноту жизни? Комфорта было, может быть, и меньше, но вот тепла во взаимоотношениях в разы больше.
А кто мы есть сегодня? Так, виртуальные сомнамбулы, окружившие себя удобствами в бетонных джунглях и погрузившиеся в дремотное состояние. Все ждем, как бы кто пришел да вывел нас из летаргического сна. Жизнь, меж тем, проходит мимо, ударно стуча колесами… Но это так, лирическое отступление.
Вернемся к благоустроенности быта предков. Так вот, с горячей водой в припудренном восточными традициями Тифлисе проблем не было. Она сама по себе, из земли, била.
А вот о доставке холодной воды для граждан заботились тулухчи. Догадываетесь, о ком идет речь? Точно, тифлисские водовозы! Товарищи весьма уважаемые и популярные. Еще бы! Это мы сейчас зависим от слаженной работы компании по водоснабжению, а тогда ответственность за обеспечение населения питьевой водой лежала на плечах этих бравых парней. И народ их, естественно, холил и лелеял.
Не донесет тулухчи воды до дома горожанина, не сварит тот еды, не постирает белья, не приберет дома. А тулухчи — это тебе не "Джорджиан уотер энд пауер", которая, если ремонтные работы собирается проводить, собственнику квартиры на телефон сообщение присылает. Он гонцов снаряжать точно не будет, если на дороге, по которой следует его транспорт, пробка образовалась. И, обрывай горожане телефонные провода и насылай проклятия на головы ответственных за своевременную доставку воды людей, ничего бы от этого не изменилось.
Вода, текущая не по трубам, а по спинам
Мудреное название профессии произошло от названия резервуара, в котором они носили воду. Тулухом звали бурдюк, выделанный из шкуры быка или буйвола. В те времена в бурдюках не только перевозили воду, но и хранили вино. А изготавливался он таким образом: в первую очередь, нужно было содрать с животного шкуру. Благо, до появления в социуме защитников прав животных было еще как минимум лет сто. Содрать через шейное отверстие, без разрезов. Кожаный мешок выворачивался наизнанку, шерстью внутрь. Затем, наружный слой – кожа обрабатывался солью, а вот изнутри шкура пропитывалась дегтем. Все отверстия — шеи, ног и другие — перевязывались. Свободной оставляли одну лапу, через которую и заливали в бурдюк жидкость. Бурдюки, между прочим, имели солидные размеры.
В каждом из них помещалось 16 литров воды. Бурдюк перекидывали через седло лошади или ишака, предварительно подстелив под него мохнатую шкуру. Заливаем же мы в радиатор воду для охлаждения мотора. Вот и водовозы заботились, чтобы у их средств передвижения не перегрелась от тяжелой ноши спина. Тулухчи, стесненные в средствах, и вовсе обходились без транспорта и носили воду на спине.
Позже вместо бурдюков они волокли на себе деревянные бочки. По мне, городская управа просто обязана была учредить награду для лучшего водовоза. Того, кто, взваливая на спину бочку, ни за что не спасовал бы перед подъемом по узкой, ползущей вверх улочке.
Говорят, тулухчи помимо тулухи носили с собой еще и ведра. Цена одного ведра составляла от одной до трех копеек. Стоимость этого источника жизни зависела от расстояния и берега Куры, с которого доставлялась.
В Петербурге, например, умудрялись разделять воду по сортам. Ну, к слову, чистую воду, взятую из Невы, притом далеко от берега, то есть, первосортную воду возили в белых бочках. Вода ниже качеством, которая доставлялась из Фонтанки, развозилась в зеленых бочках, а вот хозяйственную воду, взятую из Мойки, Пряжки и Екатерининского канала, носили в желтых бочках. Цена тоже варьировалась в зависимости от источника.
Оплата труда у Тифлисского водовоза происходила раз в неделю. Во избежание путаницы, тулухчи давал покупателю деревянный брусок, на котором с каждой доставкой воды делал насечку. В 70-х годах XIX столетия в Тифлисе работало приблизительно 240 тулухчи. Но, несмотря на спрос на представителей этой профессии, больших денег они не зарабатывали. И подобно ремесленникам, были объединены в амкари – ремесленные объединения. Часто представители амкари устраивали стачки, протестуя против низкой оплаты труда.
Тифлис без тулухчи не Тифлис!
Воды растущему городу требовалось много. И питьевой, и бытовой. И потребляли ее из горных источников и городской реки – Куры. Невероятно, но факт: Кура по тем временам была рекой чистой. Собирать воду можно было в нескольких местах. Всего таких "точек" в Тифлисе было 12.
Тулухчи исправно выполняли свои обязанности и обеспечивали горожан водой. Но и сами горожане не плошали и потели над устройством водокачек. И овчинка стоила выделки. В некоторых районах по трубам уже текла вода. В 1851-ом году перед зданием городской полиции даже построили фонтан, в котором помещалось 1000 ведер воды.
В конце XIX века городское самоуправление решило устранить проблему водоснабжения, потратив на это изрядные средства. Провести исследовательские работы для проведения в Тифлисе водопровода поручили городскому архитектору Александру Озерову.
Первые поисковые работы начались в районе Дидубе. Через некоторое время было решено построить ее в районе Авчала. Строительство водокачки было начато в 1883-ем и завершилось через четыре года, в 1887-ом.
Но время шло, город разрастался, и одной водокачки уже не хватало. Посему, в авчальский источник стали добавлять отфильтрованную воду из Куры. Ну а появление еще одной городской водокачки уже имело последствия для представителей этой профессии. К началу XX столетия тулухчи стали исчезать.
Впрочем, тифлисцы еще очень долго относились с недоверием к водопроводной воде, предпочитали воду из тулухи. И властям приходилось время от времени устраивать публичные презентации водопроводов, демонстрируя преимущества городской системы водоснабжения. Может быть, дело было не столько в народной недоверчивости к благам прогресса, сколько в нежелании расставаться с тифлисским колоритом, частью города. Тифлис был не Тифлисом без тулухчи. Так же, как без дворника или фонарщика. Вот только памятники этим двум колоритным товарищам у нас есть, а вот тулухчи, который обеспечивал город водой, такой чести не удостоился…