Представители администрации президента Грузии и правящей партии "Грузинская мечта – Демократическая Грузия" продолжают выяснять отношения, обвиняя друг друга в некомпетентности.
На этот раз ареной для "разборок" стала ежегодная встреча руководителей дипломатических миссий Грузии за рубежом – Амбассадориал 2017, который проходит в Тбилиси с 18 по 21 июля.
Причина разногласий прежняя – конституционная реформа в Грузии, согласно которой президента будет избирать парламент, а не население путем прямых выборов, а также сократятся полномочия президента.
Парламент уже принял поправки в Конституцию Грузии в двух из трех чтений, однако их не поддерживают ни президент страны, ни ведущие оппозиционные силы, ни авторитетные неправительственные организации.
Более того, президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио в ходе визита в Грузию заявил, что у представленного варианта поправок в Конституцию будет дефицит легитимации, если правящая партия "Грузинская мечта — демократическая Грузия" примет документ без достижения консенсуса с другими партиями.
В этой связи президент Грузии неоднократно требовал остановить конституционную реформу и начать новый этап дискуссий.
Повод конфликта
Началось все с выступления председателя парламента Ираклия Кобахидзе перед грузинскими дипломатами.
"Против конституционной реформы проводится определенная кампания как внутри страны, так и на международном уровне… Особенно важно, чтобы у вас, дипломатов, было полное и правильное представление о конституционной реформе для того, чтобы вы могли распространять правильную информацию", — сказал Кобахидзе.
Говоря об антиконституционной кампании в Грузии, глава парламента отметил позицию команды президента.
"Отказ представителей администрации президента от участия в работе (конституционной – ред.) комиссии был абсолютно необоснованным", — считает Кобахидзе.
Критика президента и оппозиции
Секретарь президента Грузии по внешним делам Тенгиз Пхаладзе незамедлительно отреагировал на слова главы парламента, раскритиковав его призывы.
"В демократическом обществе азы ведения внешней политики — то, что дипломатическому корпусу Грузии, представителям нашей страны за рубежом, не даются партийные задания. Очень жаль и очень плохо, если председатель парламента разговаривает с дипломатическим корпусом как с партийным активом и дает партийные задания", — сказал Пхаладзе журналистам.
Аналогичной позиции придерживаются представители оппозиции.
"Послы – представители государства, а не какой-либо партии. Тревожно, когда председатель парламента Грузии не знает этого и думает, что партия и государство – это одно и то же. Председатель парламента дал задание послам распространять взгляды "Грузинской мечты" за границей как истину. Это является еще одной дискредитацией конституционного процесса", — сказала член партии "Свободные демократы" Нино Гогуадзе.
Ответная реакция
Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе считает недопустимой критику председателя парламента со стороны представителей администрации президента.
"Он (Пхаладзе – ред.) значительно вышел за рамки своего мандата и сделал такие заявления, которые, думаю, не должен был делать. Когда государственный служащий дает себе право критиковать председателя парламента в такой форме, особенно тогда, когда в стране очень важные дипломатические визиты, это в первую очередь вредит стране", — заявил Талаквадзе.
Глава парламентского комитета по юридическим вопросам Эка Беселия, в свою очередь, считает, что представителям администрации президента пора задуматься о публичных извинениях.
"Речь идет не об одном конкретном случае. Я помню уже много случаев, когда администрации (президента – ред.) необходимо принести извинения, и пора им подумать об этом", — сказала Беселия.
Позиция МИД и послов
Министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе считает очень важной встречу председателя парламента с грузинскими послами, в ходе которой дипломаты получили исчерпывающую информацию о конституционной реформе.
"Наверное, это (выступление Кобахидзе перед дипломатами– ред.) бы никого не удивило, если бы не абсолютно необоснованное обвинение со стороны администрации президента в том, что амбассадориал якобы используется для того, чтобы давать дипломатам партийно-политические задания", — написал Джанелидзе на своей странице в соцсети Facebook.
Именно это заявление и последовавшие за ним комментарии оппозиционеров политизировали этот процесс и создали ощущение, что дипломатия служит политическим интересам одной партии, подчеркнул Джанелидзе.
"Хочу с полной ответственностью заявить обществу, что сегодня дипломатия служит интересам страны, а не интересам какой-либо отдельной партии", — сказал Джанелидзе.
Глава МИД призвал оппозиционные партии не дискредитировать грузинских дипломатов в узких политических целях.
Дипломаты, участвующие в амбассадориале, не считают, что глава законодательного органа дал им партийное задание.
"Мы, действительно, не получали задание", — сказала журналистам глава представительства Грузии в Евросоюзе Натали Сабанадзе.
Ничего предосудительного в словах главы парламента не усмотрела посол Грузии во Франции Екатерина Сирадзе-Делоне.
"Само собой разумеется, что и за границу должна поступить правильная информация о конституционной реформе", — сказала Сирадзе-Делоне.
Что меняется в Конституции
Конституционная комиссия завершила работу над поправками в главный закон страны в мае 2017 года.
Согласно запланированным изменениям, парламент из 150 депутатов будет избираться не по смешанной системе (77 по пропорциональным спискам и 73 по одномандатным округам), а полностью по пропорциональной.
Это положительно оценила Венецианская комиссия, однако позже выяснилось, что нововведение вступит в силу не к предстоящим выборам, в 2020 году, а в 2024. Данное обстоятельно является главной причиной недовольства Венецианской комиссии, оппозиции и НПО.
К следующим парламентским выборам, 2020 года, барьер для прохождения партий в парламент снижается с 5% до 3%. А на предстоящих выборах в местные органы самоуправления партии получат право представлять одного и того же кандидата как в мэры, так и на пост депутата сакребуло (местный законодательный орган).
Меняется и система выборов президента Грузии. Если до сих пор президента Грузии избирали граждане страны путем прямого голосования, то теперь его будут выбирать 300 выборщиков. Выборщиками будут депутаты парламента страны, все члены Верховных советов Абхазии (в изгнании) и Аджарии, а также представители органов самоуправления регионов.
При этом увеличивается минимальный возраст для кандидата в президенты с 35 до 40 лет.
Помимо изменения избирательной системы и ряда других новшеств, Грузия полностью становится парламентской республикой.
Существенным нюансом является также появление в Конституции указания, что сельскохозяйственную землю нельзя продавать иностранцам.
Еще одним новшеством является уточнение определения брака — как союза мужчины и женщины.