Автобизнес в Грузии ждут новые барьеры

© Sputnik / Alexander ImedashviliМашины на набережной в столице Грузии
Машины на набережной в столице Грузии - Sputnik Грузия
Подписаться
Для некогда экспортной продукции номер один в Грузии – легковых автомобилей, часто устанавливают все новые регуляции, что осложняет ведение бизнеса в этой сфере

Темур Иоселиани

Для некогда экспортной продукции номер один в Грузии – легковых автомобилей, часто устанавливают все новые регуляции. Сначала соседние страны ввели ограничения, затем власти Грузии значительно повысили тарифы на растаможку автомобилей, причем растаможка праворульных автомашин втрое дороже. В нынешнем году в Азербайджане и Армении добавили новые ограничения, и в результате у занимающихся автобизнесом дела осложнились как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Правда, грузинские законодатели все же оставили определенный "шанс" для местного рынка: установлены льготы на ввоз автомобилей с гибридным мотором и на электромобили. В результате импортеры перестроились в основном на ввоз таких автомобилей.

Количество гибридных автомобилей растет

В 2017 году из растаможенных в Грузии машин каждая четвертая – гибрид. По данным МВД, в прошлом году растаможку прошли всего 16 615 гибридов, из которых 13 296 единиц – марки "Тойота". На втором месте — "Лексус" с 889 автомобилями (однако и "Лексус", и "Тойота" — суббренды). На третьем месте – "Мицубиши" с 90 автомобилями.

Грузинский чай - Sputnik Грузия
Спрос на грузинскую продукцию за рубежом продолжает расти

Импорт гибридных автомашин был значительно поощрен изменением в акцизном налоге, которое было задействовано с 1 января 2017 года: на гибриды "возраста" до 6 лет акциз снизился на 60%. А растаможка автомобилей другого типа (кроме электромобилей) стала значительно дороже.

Автоимпортеры предполагают, что количество гибридов возрастет еще больше. Однако, по их мнению, лучше было сократить акциз на автомобили "возраста" до 10 лет, поскольку в Грузии спрос, в основном, на такие автомашины.

Очередные ограничения для реэкспорта

В последние годы реэкспорт автомобилей заметно сократился. В 2014 году его объем составлял 517 миллионов долларов, в 2015 году он сократился до 179 миллионов, а в 2016-м этот показатель опустился до 166 миллионов. Положение относительно исправилось в прошлом году, когда общая стоимость вывезенных из Грузии машин превысила 234 миллиона долларов.

Оказалось, что рост связан с двумя странами – Арменией и Украиной. Каждая четвертая машина, вынесенная в 2017 году на экспорт, была направлена в Армению, а каждая пятая – в Украину.

Каладзе: гибридные автомобили вовсе не безопасны, если они старые >>

Несмотря на прошлогодний рост, специалисты заявляют, что в странах региона задействованы новые регуляции, и реэкспорт снова сократится. Исполнительный директор "Эко-транспорт центра" Васо Урушадзе заявляет, что в 2018 году автодилеры окажутся в кризисе, поскольку спрос заметно сократится.

По его словам, в Азербайджане с 1 января 2018 года значительно подорожал акциз. Та же политика была проведена в Армении, и в этой стране возрос акцизный сбор на импортированные автомобили. В Армении также с 1 апреля запрещен ввоз праворульных автомобилей.

Все это заранее было известно компаниям-автоимпортерам и дилерам, которые продают автомобили на рынках соседних стран. Поэтому они заранее приобрели большое количество автомашин, чтобы успеть произвести растаможку по старому тарифу. По этой причине и возрос показатель реэкспорта. А сейчас он снова понизится.

Ограничение банковских кредитов – еще один барьер

Один из филиалов Либерти банка - Sputnik Грузия
Докажи, что вернешь! В Грузии вступили в силу новые правила выдачи кредитов

С 7 мая правительство запретило банкам выдавать кредиты без подтверждения доходов. Если человеку стабильно не начисляется зарплата, пусть даже у него высокий доход, ему не дадут кредит, да и в рассрочку он приобрести ничего не сможет. Из-за этого уже через месяц после задействования банковской регуляции получил ощутимый удар и автобизнес.

Как пишет газета "Резонанси", импортеры подтверждают, что дорогостоящие автомобили продаются редко, и, если их кто-то приобретает, то вывозят в соседние страны. Импортер Ираклий Церцвадзе отметил, что спрос вырос на автомобили с низкой и средней ценой, а дорогостоящие уже никто и не спрашивает.

Усложнение процесса получения кредита осложнило дело и желающим приобрести автомобили. Те, у кого нет полной суммы и кто, чтобы добавить, намеревались взять кредит в банке, из-за запрета уже не могут это сделать. В результате, им приходится либо вовсе отказаться от покупки автомобиля, либо приобрести гораздо более дешевый – на сумму, которую могут собрать без кредита в банке.

Регуляции будут еще

Новый премьер-министр Мамука Бахтадзе уже успел оповестить народ, что для автомобилей с высокой кубатурой возрастет налог на растаможку. А в результате, в Грузию поступит больше гибридных машин и электромобилей.

Каждому жителю Грузии – по новому автомобилю! Слабо? >>

Кроме того, по его словам, у 90% завезенных легковых автомобилей неисправна т.н. система катализатора. Бахтадзе говорит, что такая машина технически неисправна, а также плохо воздействует на экологию. По заявлению премьера, предельная норма загрязняющих веществ в бензине и дизеле приблизится к европейским стандартам. На новые стандарты Грузия перейдет с 1 октября нынешнего года.

Так что, как автодилерам, так и владельцам автомобилей и желающим приобрести автомашину власти добавляют новые регуляции. Что же является реальной целью регуляций для властей: забота об экологии или мобилизация большей суммы в бюджет? Об этом пусть читатель судит сам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0