В последние годы мне порой начинает казаться, что я безнадежно отстал от жизни. Как минимум, запутался в нормах публичного поведения и элементарных правилах хорошего тона. Похоже, безнадежно устаревших и, кроме меня и таких же динозавров, всех остальных лишь раздражающих своими отмирающими условностями.
Речь о журналистике. Профессии, которой, быть может, это и звучит чуточку банально, я посвятил свою судьбу. Которой бесконечно предан. И в отношение которой, хочу надеяться, завоевал моральное право высказывать отдельные соображения.
Не скрою, толчок к размышлениям такого рода, грубо говоря, разочарованиям дала пресс-конференция в мультимедийном пресс-центре Sputnik-Грузия. Вернее, поведение журналистов, которые там собрались, чтобы, как было заявлено, обсудить открывшийся в Тбилиси Фестиваль российского кино "Свидание – кинороман".
Как была сорвана пресс-конференция в пресс-центре Sputnik >>>
Сфера культуры, как известно – это та интеллектуальная ниша, где до последнего сохраняется возможность для общения и взаимообогащения. Даже невзирая на политические противоречия, сиюминутную конъюнктуру, национальные разногласия и общественные приоритеты. Именно такую мысль пытались донести до присутствующих продюсер фестиваля Игорь Шабанов и наш известный киносоотечественник Ираклий Квирикадзе. Его фильмами "Кувшин" и "Пловец" – именно их он прилетел представлять в Тбилиси – я восхищаюсь уже много лет.
Однако интеллектуальная ниша требует, по меньшей мере, интеллектуального заполнения. Чего, прошу прощения, нельзя было сказать о большинстве присутствовавших в зале журналистов. Слово "журналистов" написал с болью и натяжкой. Ибо в чем основная суть нашей профессии? Полагаю, в том, чтобы услышать собеседника или, как теперь принято говорить, респондента, и убедительно представить его читателям, слушателям, зрителям.
То есть все это очевидно для меня, как было сказано в самом начале, сильно приотставшего от подходов современных. Если судить по разыгранному в зале для пресс-конференций сюжету, для многих представителей "второй древнейшей" главное сегодня – любой ценой спровоцировать нечто, смахивающее на скандал. Желательно, конечно, крупный, но сойдет любой. Создать на пустом месте некое подобие сенсации. То есть постараться унизить, выставить так называемого респондента в некрасивом свете.
Искренне обидно, но не смертельно: Борис Грачевский об отказе Грузии >>>
К счастью, удается это далеко не всегда. А уж чтобы загнать в угол Шибанова и Квирикадзе, надо обладать хотя бы долей образования, знаний и таланта, которые есть у них. Репортеры обрушили на них шквал однотипных вопросов, суть которых сводилась к признанию российской оккупации грузинских территорий. Шибанов и Квирикадзе доходчиво объяснили, что абсолютно неверно выбран адресат. Дали понять – надо отдать им должное – что с пониманием относятся к чувствам грузинских граждан, однако не в их компетенции давать политические оценки.
Что вообще следует четко разделять политику и культуру, особенно при столь неоднозначных обстоятельствах. Поэтому они и пришли рассказать о современном российском киноискусстве, о российском кино, где теперь стали говорить о том, о чем раньше молчали. Собирались поделиться, с чем им и их коллегам по цеху пришлось столкнуться на этом тернистом пути…
Тщетно! Услышать никто не желал и не собирался. У меня даже возникла уверенность, что не смог бы, будь желание. Потому что не возникало ни малейших сомнений – активно и упрямо твердившая свой сакраментальный вопрос часть журналистского корпуса в культуре, в искусстве, в кинематографе не разбирается вообще. Как, судя по всему, и в политике, где провокация – далеко не лучший метод разрешения возникших проблем.
Новый скандал с делегацией из РФ - в Грузию не впустили участников кинофестиваля >>>
Было крайне обидно отметить для себя, что собравшаяся аудитория в массе своей совершенно не способна оценить пассажи острого на слово Ираклия Квирикадзе. Скажем, понять юмор, когда он иронически сопоставил возраст своих фильмов с эпохой братьев Люмьер, фамилия которых для большинства явилась полным откровением. А точнее, которую все попросту пропустили мимо ушей…
И это "профессионалы", явившиеся писать, якобы, о кино! К тому же о кино российском. Почему акцентирую? Да потому что одна из присутствующих, задав Шабанову вопрос по-английски, гордо призналась, что русским не владеет. При этом собирается писать о российском кино…
Правда, прижать известного продюсера и тут не удалось: он без проблем ответил на английском, который, как, собственно, и подобает образованному человеку, знал, пожалуй, даже получше юной особы, в силу образования русского не знавшей…
А в целом все увиденное оставило горький осадок на душе. Не потому что у меня какая-то особая позиция в российско-грузинских отношениях или специфические взгляды на российское кино. А потому что мне было стыдно за своих коллег.
Впрочем, национальные особенности в данном случае неактуальны, поскольку указанный процесс вненациональный. Свидетельствующий о том, что я как журналист, по-видимому, безнадежно от него отстал...
Хоть и не жалею об этом!