Жизненный и творческий путь Мзии Бахтуридзе можно разделить на три этапа – чуть больше двадцати лет она прожила в Тбилиси, пятнадцать – в Москве, и тридцать – в Милане. Ее мама преподавала в музыкальной школе, сомнений в том, что Мзия пойдет по ее стопам, не было. Но Мзия пошла дальше – из Тбилиси поехала учиться в Москву, а карьеру построила в Милане.
"По блату, по большому блату…"
"В те годы, когда я росла, все дети учились в музыкальной школе. А у меня еще и мама была преподавательницей, поэтому в шесть лет я начала заниматься музыкой. Кто-то уходил из школы через год или два, как мой брат – ему папа разрешил бросить музыку и заниматься спортом. А я только заикнулась, что хочу танцевать, как папа заявил: "Никаких танцев!". Считал, что нужно заниматься серьезным делом", - смеется Мзия Бахтуридзе.
Как теперь говорит Мзия, после нескольких лет учебы ей уже нравилось играть. Сложно пришлось, когда после общеобразовательной школы она ходила и в музыкальное училище.
"Домой я возвращалась в восемь вечера, сразу садилась за фортепиано и играла до полуночи - спасибо, соседи были хорошие и ничего не говорили. А потом делала уроки. Последние три класса были сложными – наш класс сделали физико-математическим, а мне эти предметы были неинтересны, я же хотела посвятить себя музыке. И перешла бы в другой, но там ведь учились все мои друзья. Поэтому решила остаться. Привыкла делать уроки до глубокой ночи…", - вспоминает пианистка.
После школы Мзия поступила в Тбилисскую консерваторию. И время от времени ездила в Москву на консультации к именитым педагогам. В итоге решила поступить в консерваторию имени Чайковского в аспирантуру.
"Конкурс был очень большой, и экзамен я провалила. Но возвращаться домой уже не стала - начала работать в консерватории концертмейстером, и мне это очень нравилось. Вначале была концертмейстером у дирижеров-хоровиков, потом у оперной певицы и преподавательницы Галины Алексеевны Писаренко. А затем стала ассистентом у великого концертмейстера, преподавателя камерного пения Важи Чичава. Я у него еще в Тбилиси училась, и получилось, что следом за ним переехала в Москву. Поэтому во второй раз решила поступить на кафедру концертмейстерской подготовки в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Но снова неудачно. В третий раз опять попробовала свои силы в Московской консерватории, но уже на концертмейстерском факультете, который только-только открыли. И поступила. Это было для меня счастье", - улыбается Мзия.
В жизни пианистка всего добивалась сама, но частенько за ее спиной шептались коллеги, уверенные в том, что не могла Мзия Бахтуридзе, грузинка из Тбилиси, просто так оказаться в Москве, поступить на учебу, найти работу.
"Были, конечно, вредины. Одна меня все спрашивала: "Мзиечка, а как вы попали в Московскую консерваторию?" Я там уже работала, а в то время это и правда было очень сложно. Мне немножко надоело это допытывание, и я сказала: "По блату, по большому блату". Только после этого она успокоилась. И, как ни странно, именно после этого подружились. Всегда вспоминаю эту историю с улыбкой", - рассказывает Мзия.
Творческий тандем: Бахтуридзе и Казарновская
Известность в мире музыки к Бахтуридзе пришла, когда она заканчивала аспирантуру. Чтобы сыграть на выпускном экзамене, Мзие требовалась певица. Она попросила выручить ее хорошую знакомую, тоже аспирантку консерватории Любовь Казарновскую.
"Говорю Любе: "Мне нужно экзамен сыграть. Ты мне не поможешь?". "Конечно", - ответила она, и мы начали готовиться, Важа Чичава нас курировал. Но получилось, что в Большом зале консерватории кто-то должен был петь, но не смог. Любе позвонили: "Есть горящий концерт, сможешь спеть?" Она к тому времени была уже известна, но в Большом зале еще ни разу не пела. Люба согласилась, а играть предложила мне. Я так хорошо помню этот день. Была суббота, а концерт должен был пройти в среду. Мы были две такие храбрые девочки. Я, конечно, все ночи перед этим концертом не спала. И именно это выступление стало моим выпускным экзаменом в консерватории. Члены комиссии просто перешли из одного зала в другой. А у нас с Любой начались концерты", - говорит Мзия.
Любовь и Мзия работали вместе несколько лет. Сложившийся дуэт концертировал бы и дальше, но стал разваливаться Советский Союз, и Любовь Казарновская в 1989 году уехала в Вену, где вышла замуж. А через год на Запад поехала и Мзия Бахтуридзе. На стажировку, как она думала тогда.
"Мне хотелось поехать, посмотреть, как коллеги работают в Италии. В Москве мне отвечали: "Мзиечка, вы уже прекрасный концертмейстер, вам это не нужно. А мне хотелось расти дальше, познакомиться с европейской музыкой. Меня знали благодаря Любе: она устраивала много концертов, была на телевидении, на радио, я ей аккомпанировала. И добилась, чтобы меня послали на полугодовую стажировку в Милан", - поясняет пианистка.
В Милане Мзия узнала о том, что в оркестр "Ла Скала" набирают скрипачей. Она аккомпанировала на этом конкурсе и понравилась председателю комиссии, знаменитому дирижеру и тогдашнему худруку театра "Ла Скала" Риккардо Мути. "Это и стало толчком к работе в знаменитом итальянском театре. Так и получилось, что я задержалась в Милане на тридцать лет", - отмечает пианистка.
На итальянском с грузинским акцентом
За эти годы Мзия Бахтуридзе в стенах знаменитого театра сотрудничала с самыми известными дирижерами и певцами мира. Риккардо Мути, Сейджи Озава, Джузеппе Синополи, Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Дэниел Хардинг, солисты Рамон Варгас, Роберто Скандиуззи, Ильдар Абдразаков, Ольга Бородина, Ренато Брузон, Фабио Сартори, Элина Гаранча, Петр Бечала, Зураб Соткилава, Барбара Фриттоли.
"Барбара - очень известная певица и умная женщина. Наблюдала за нею из-за кулис, помню даже, как она через несколько месяцев после рождения дочери вернулась на сцену. Мне она так нравилась, и так хотелось с ней когда-нибудь сыграть. И вот несколько лет назад Барбара рассталась с одним моим коллегой и как-то говорит мне: "У меня будет концерт в Японии, ты бы не хотела со мной поехать?" Я даже дар речи потеряла - не поверила. И так мы начали работать. И уже десять лет вместе выступаем", - гордится Мзия.
С Барбарой Фриттоли она не только работает, но и дружит. Через несколько дней у них в Москве в концертном зале "Зарядье" пройдет единственный концерт. В городе, где прошла молодость Мзии Бахтуридзе и где она состоялась как пианистка.
"Многие думают, что я вышла замуж за итальянца и поэтому осталась в Милане. Нет, у меня нет в Италии семьи, есть только музыка. Я полностью посвятила себя творчеству, и мне это нравится. Я абсолютно удовлетворена, концерты наполняют мою жизнь смыслом. А семья у меня в Тбилиси. Когда приезжаю на несколько дней в Грузию, наслаждаюсь общением с близкими. Многие в Милане думали, что я, как выйду на пенсию, уеду в Тбилиси. Но нет, мой дом – Италия, Грузия – родина, а Москва - родной город. Я счастлива, что еду в Москву и буду там играть", - говорит Мзия Бахтуридзе с ярким грузинским акцентом.
"Ничего не могу с этим поделать. На каком бы языке ни говорила, мой грузинский акцент очень заметен, никуда он не уходит. Но все вокруг уже привыкли к этому", - смеется пианистка.