От "роз" до "замков", или Чего добивается оппозиция и что хочет власть

© Sputnik / Alex ShlamovПредставители оппозиции вешают замки на ограду здания канцелярии правительства во время акции протеста 21 ноября 2019
Представители оппозиции вешают замки на ограду здания канцелярии правительства во время акции протеста 21 ноября 2019  - Sputnik Грузия
Подписаться
Как оценивают перспективы роста протестной волны в стране средства массовой информации, многие из которых предрекали для нее в начале прошлой недели революционный сценарий

Акции в ответ на итоги голосования в парламенте, в результате чего был "провален" переход на пропорциональную систему выборов, не прекращаются. При этом в ходе прогнозирования политической ситуации, СМИ, надо заметить, сильно расходятся во мнении. Печатная медиа, как-то еще старается создавать видимость баланса, выделяя, хоть и неохотно, место для альтернативных оценок. Однако оппозиционные телеканалы пускают в эфир заведомо выигрышную с их точки зрения "картинку", толкуя ее в революционном духе, - считает "Грузия и мир" (20-26.11).

Маячащий призрак гражданского противостояния

Газета открыто обвинила "революционные" ТВ в предвзятости. Она доказывает, что те искусственно нагнетают обстановку, пытаясь выдать хулиганское поведение нескольких сот активистов за общенародный протест. Интересно, при этом, что и сама редакция настроена оппозиционно. Первую полосу крупными буквами венчает шапка: "Власть "Грузинской мечты" поменять надо, но не на Бокерия-Саакашвили!".

Акция протеста оппозиции у здания парламента Грузии, архивное фото - Sputnik Грузия
Вторая попытка: оппозиция вновь попытается блокировать работу парламента Грузии

Спектр весьма широк – от сравнительно радикальной "Ахали таоба" до крайне консервативной "Асавал-Дасавали". "Страна на грани военного положения", - пишет на следующий день после воскресной манифестации оппозиционер Котэ Кемулария ("Ахали таоба", 18.11). "Недалеко и до 37-го года", - предостерегает от действий "Грузинской мечты" народный защитник Уча Нануашвили. Покинувший большинство депутат Гедеван Попхадзе прямо заявляет: "Место руководителей "Мечты" в тюрьме!" (21.11).

В начале недели один из лидеров молодежного движения "Стыдно" Гига Маркарашвили обещает вывести на улицу втрое больше людей (19.11). А председатель "Национального движения" Григол Вашадзе, отбросив церемонии, грозится разорвать "Мечту" на части (18.11).

Бывает, что подобными мускулистыми фразами политики пытаются возместить нехватку протестной энергии. "Киевский майдан и тбилисский чайдан", - язвительно замечает в связи с этим "Асавал-Дасавали" (18-24.11), вытянув заголовок на всю первую полосу. С "майданом" всем, вроде, понятно, а "чайдани" - по-грузински "чайник". В данном случае со всеми вытекающими смысловыми оттенками.

Мажоритарии и Иванишвили заключили джентльменское соглашение о неразглашении >>

"Тбилисский чайник дымит, но революция в нем не закипит", - пишет газета, разместив на развороте фотографии палаток, металлических бочек с огнем, печек-"буржуек" на проспекте Руставели… И добавив, что Саакашвили на этот раз не удастся "попить чаю из тбилисского кипятка".

"Война замко́в"

Стакан с чаем на трибуне, как и роза на длинном стебле, стали в свое время символами "бархатной" тбилисской революции. Но бархат обтрепался, и теперь, находясь в оппозиции, националы подобрали новый знак протеста – замо́к, начав навешивать его на госучреждения. Включая парламент и Госканцелярию. "Ахали таоба" (21.11) даже разместила фото оппозиционного депутата Романа Гоциридзе в момент, когда он защелкивает замок на дверях зала заседаний парламента. Тем самым, невольно выдавая стремление оппозиция вынести протест из законодательного органа на улицу.

Тея Цулукиани - Sputnik Грузия
От роз до замков - вице-премьер Грузии осудила единомышленников Саакашвили

Замки власть ничуть не смутили. Она не захотела трусливо подыграть оппозиции в протестном шоу, на что та, как видно, и сделала расчет. Вице-премьер Тея Цулукиани иронически заметила, что желающим пора открыть специализированный замочный магазин ("Резонанси", 21.11). При этом, спецназ довольно решительно и жестко разблокировал здание парламента.

Участников акции это не на шутку возмутило. И тут принципиально важно уяснить, насколько законными были их действия. Мнения очень сильно расходятся. Вплоть до того, что эксперты Реваз Сакварелидзе и Гия Хухашвили еще до "войны замков" подчеркнули – требования об отставке правительства и внеочередных выборах нереальны в силу сроков ("Резонанси", 18.11).

Один из активистов Дмитрий Бидзинашвили, тем не менее, утверждает, что ничего незаконного в действиях участников акции нет. Власть, по его словам, нарушила Конституцию и не дает обществу возможности для самовыражения ("Ахали таоба", 19.11). Вдобавок, один из оппозиционных лидеров Георгий Вашадзе констатировал ("Резонанси", 21.11), что "власть, которая демонстрирует силу на своем народе, обречена на поражение".

Председатель комитета по здравоохранению Акакий Зоидзе - Sputnik Грузия
Референдум или уйду - депутат "Грузинской мечты" поставил условия коллегам

Политолог Игорь Квеселава, замечает (21.11), что оппозиция должна, как минимум, ежедневно выводить на акцию по 50 тысяч человек. А ей добиться этого пока не удалось. Да и версия о том, что лидер "Мечты" бессовестно обманул общественность, намеренно не выполнив своего обещания внедрить пропорциональную систему, некоторыми ставится под сомнение. Эксперт Амиран Салуквадзе вспоминает ("Ахали таоба", 22.11), что внутри партии этот вопрос обсуждался и тремя годами раньше. Консенсус не был достигнут, но тогда никого это вне "Мечты" не взволновало.

Мажоритарий Каха Окриашвили утверждает, что, судя по его избирателям, 99% населения вообще не знает тонкостей выборных технологий и вряд ли сумеет внятно объяснить, в чем отличие пропорциональных выборов. Более того, его коллега Дмитрий Хундадзе ("Квирис палитра", 18-24.11) уверен, что условиям Грузии лучше соответствует как раз мажоритарная система, когда избиратели знают депутата в лицо, а не голосуют за абстрактный партийный список.

Фотография на память

Важный аргумент, который приводят протестующие - совпадение мнений всей парламентской и непарламентской оппозиции. Хотя единство мнений, не означает единства политического. Взять, к примеру, лозунг "Альянса патриотов": "Не "Грузинская мечта" и не Саакашвили!" ("Резонанси", 18.11). Страной должны владеть мы, - подчеркивает лидер "Альянса" Давид Тархан-Моурави, подразумевая под "мы" народ, но, возможно, в душе не исключая свою партию.

 Альянс патриотов собрал митинг на площади Республики 17 ноября 2019. Ирма Инашвили  - Sputnik Грузия
Бойкот работы парламента и акции - "Альянс патриотов Грузии" разработал план действий

Многие издания обошел эффектный снимок, на котором лидеры почти всех оппозиционных партий, взяв друг друга под руку, дружно шагают во главе колонны по проспекту Руставели. Вроде бы, фотография настраивает на оптимистический лад, однако маловероятно, что нынешний умудренный опытом избиратель поверит в ее искренность. Против Иванишвили объединились такие люди, что даже те, кто считают Бидзину неправым, встанут на его сторону, - так безо всяких экивоков написала "Асавал-Дасавали".

"Пока оппозиция стоит рядом "Надвижением", акции не получат отклика в массах", - объясняет угасающий протест правозащитник Николоз Мжаванадзе ("Ахали таоба", 22.11). С другой стороны, отмежевавшись от националов, протестующие лишатся серьезного ресурса. Тем более, что, как косвенно дал понять политолог Сосо Цинцадзе (18.11), пропорциональная система интересует всех лишь с точки зрения победы на выборах.

У правящей партии в руках, добавляет он, все еще остается важный козырь: люди готовы мириться с негодным правительством, лишь бы не допустить гражданской войны.

Лента новостей
0