Идею открытия нового Центра русского языка и культуры в Тбилиси, которую озвучил на встрече в Праге 29 ноября Григорий Карасин, в Тбилиси не все восприняли однозначно. Недолго думая, представители НПО заявили, что именно так будет зафиксировано усиление российского влияния в Грузии. Этой теме была посвящена специальная конференция, а "Институт свободы" начала сбор подписей с требованием запретить открытие Центра русской культуры.
Оно и понятно, когда в стране, что ни день, то акция протеста, придумывать новые инфоповоды для "народного возмущения" становится не просто. Почему бы очередной раз не воспользоваться антироссийской картой?
Заработает этот центр или нет – это уже дело второстепенное. Здесь главное другое - русский язык в Грузии нужен.
К сожалению, приходится признать, что когда нет других мотиваций, как, к примеру, изучение русской культуры, истории и науки, неразрывно связанных с Грузией, то остаются чисто прагматические, прикладные причины изучения великого языка, на котором общается пол мира и великолепно знают все наши соседи, не считая Россию – Азербайджан, Армения, Турция. Как вы думаете, на каком языке общаются руководители этих стран – президенты, министры, парламентские делегации? На каком языке будут беседовать президенты и премьер-министры России и Грузии? На каком языке тет-а-тет говорили Путин и Зеленский? На каком языке общаются министры иностранных дел, экономики, внутренних дел России и Грузии. На каком языке, если не на русском, министр энергетики Грузии проводит переговоры с "Газпромом"? На каком языке мы будем мириться с осетинами и абхазами, на каком языке говорят Карасин и Абашидзе в Праге, на каком общаются наши делегации во время Женевских переговоров?
Ладно, оставим политику, культуру и гуманитарную сферу: какие ещё существуют практические причины для грузин изучать русский язык? Да сколько угодно! На каком, скажите, языке общаются грузины при посещении Армении и Азербайджана, куда визы, как в Россию, не нужны? Если не на русском, то на каком языке разговаривают грузинские туристы и визитеры на Украине, в Беларуси, Казахстане и других странах ближнего зарубежья? На каком языке мы общаемся с миллионами российских туристов и визитеров из стран ближнего зарубежья, посещающих Грузию и пополняющих ее госказну миллионами долларов? Неужели бизнесмены, экспортирующие грузинскую продукцию на необъятный российский рынок, общаются с российскими бизнесменами, пограничниками и чиновниками на грузинском языке?
Неужели эти русские, а также армяне, азербайджанцы, казахи, украинцы, белорусы и все остальные должны знать грузинский? Ведь гораздо проще и логичнее для международного общения - грузинам не забывать русский…
"России необходимо аннулировать визы для граждан Грузии, чтобы у грузинской молодежи появился стимул к изучению русского языка!" - совершенно справедливо сказал мне вчера Николай Свентицкий, директор Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, президент Международного культурно-просветительского союза "Русский клуб".
Если это произойдет, у молодого поколения появится стимул учить русский. Для того, чтобы беспрепятственно ездить в Петрербург и Москву, посещать Эрмитаж и Третьяковскую галерею. Для того, чтобы учиться в российских вузах. Для того, чтобы русский стал языком добрососедства.