Грузинская национальная валюта лидирует по обесцениванию среди 160 стран мира – за последние семь дней лари по отношению к доллару упал почти на 20%, что намного превышает темпы обесценивания других валют. На втором месте индонезийская рупия (7,2%), на третьем – замбийская квача (5,5%), пишет газета "Резонанси".
Коронавирус и рынок недвижимости в Грузии: "Хуже быть не может" >>
Правительство и Национальный банк уверяют, что обесценивание лари связано с коронавирусом и девальвацией в странах региона.
"Девальвация национальных валют происходит во всем мире, в том числе и в нашем регионе. И, естественно, лари не может быть исключением, потому что мы не находимся на изолированном острове. Мы являемся частью глобального мира", - сказала министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава.
У обесценивания курса лари всегда есть две причины: одна внешняя, в данном случае мировые цены на нефть; вторая – внутренняя, которая прямо пропорциональна экономическому положению Грузии, считает доктор экономических наук, профессор Михаил Джибути.
"Когда власти говорят, что обесценивание лари связано только с внешними факторами, это или незнание, или попытка что-то скрыть", - сказал Джибути.
Политика валютных интервенций для поддержания курса лари, по мнению профессора, безрезультатная трата резервов. Он считает, что в этой ситуации нужно принимать чрезвычайный бюджет.
Джибути также перечислил направления, по которым правительство должно сконцентрироваться в создавшейся ситуации: справиться с коронавирусом; обеспечить продовольственную безопасность, физическую и экономическую доступность продуктов; усовершенствовать систему функционирования электронного правительства; скорректировать экономическую политику как минимум по двум сценариям – сдержать падение экономического роста и преодолеть экономический кризис.
Коронавирус, так больно ударивший по мировой экономике, один из факторов, обусловивших резкое обесценивание национальной валюты, считает экономист Ираклий Кипиани.
А то, что лари обесценился больше, чем валюты других стран, объясняется слабостью национальной экономик и ее низким иммунитетом.
"Когда нет экономической политики, с кризисами не можешь справиться, и лари намного больше обесценивается, чем если это было бы в условиях правильной экономической политики", - сказал Кипиани в интервью "Ахали таоба".
Экономист считает, что власти должны как можно быстрее подготовить масштабный антикризисный план, помочь уязвимой части населения, а таких примерно 1,5 миллиона человек, а также стимулировать малый и средний бизнес.
"Если у нас будет налоговая либерализация, если мы оставим больше средств малому и среднему бизнесу, они смогут сохранить больше рабочих мест", - сказал экономист.
Независимый депутат парламента Грузии Бека Нацвлишвили, считает, что кризис можно преодолеть развитием местного производства, у которого есть альтернатива.
"Мы очень зависим от импорта, поэтому должны развивать местное производство, чтобы его заменить. Должны задействовать сельское хозяйство – страна может производить 70% зерновых, мы производим только 30%. Сахарный завод в Агара закрыт, а цена на сахар на мировом рынке выросла на 30%", - отметил Нацвлишвили.
Депутат предлагает в создавшейся ситуации аннулировать такие законы, как "Акт экономической свободы", который запрещает брать в долг. Для начала отечественного производства непременно понадобиться взять деньги и в долг.
"Глобализация, которая была, завершилась, и никогда не восстановится. Свободная торговля и так далее подошла к концу, исходя из того, что во время кризиса все выбирают политику изоляционизма", - считает законодатель.
По его словам, в бюджет будут внесены изменения, и он считает, что социальные расходы в документе должны быть увеличены, так как государство должно выделить людям, потерявшим работу, компенсации.
"Денежная компенсация не должна быть меньше прожиточного минимума. Прожиточный минимум определен в размере 190 лари, но это неправда, так как реальный прожиточный минимум сегодня минимум 390 лари", - отметил Нацвлишвили.
По материалам газеты "Резонанси" и "Ахали таоба".