Экономика Грузии всегда была очень чувствительной к любым потрясениям на мировом рынке. Не удивительно, ведь курс национальной валюты не отличается особой стабильностью, а если учесть что более 70% из потребительской корзины – это импортированные продукты, то скачек цен в период глобальной борьбы с COVID-19 кажется вполне логичным.
Но можно ли списывать фиаско лари и скачек до 3,6 по отношению к доллару с коронавирусом или все началось задолго до пандемии и закрытия границ?
На это вопрос без анализа аналогичного периода за прошлый год полного ответа дать не получится, такой точки зрения придерживается молодой грузинский экономист, вице-президент Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Грузии Паата Баирахтари.
"Возьмем в качестве аналога этот период прошлого года. В прошлом году не было отклонений до тех пор, пока не произошли июньские события, которые повлияли на нашу экономику. Речь идет о санкциях России и о том, как вел себя рынок в ожидании этих санкций. Ажиотаж на местном рынке фактически перевернул нашу экономику. Курс обесценился", - сказал Баирахтари Sputnik Грузия.
Но, что самое главное, со стороны властей и Центрального банка не было предпринято практически никаких шагов, а то, что было сделано, увы, запоздало и не имело должного эффекта.
Здесь же все эксперты в один голос сходятся на том, что глобальная рецессия или, говоря другими словами, экономический спад стали неизбежностью. В этих условиях государству необходимо максимально развивать внутреннее производство, быть менее зависимым от импорта товаров.
"Я смотрел данные Сакстата. В четыре раза уменьшился объем экспорта по сравнению с импортом. В такое время абсурдно быть ориентированным на экспорт и экономический рост. Нужно только максимально постараться уменьшить социальное давление", - считает экономист.
Баирахтари также полагает, что неверно "хвастаться" тем, что курс лари по отношению к доллару с 3,6 удалось опустить до 3,1. Так как задача Центрального банка и Минэкономики состояла в том, чтобы предотвратить изначальный скачек.
Обесценивание валюты он связывает не только с глобальными процессами, но и с внутренними факторами. Одним из них стало перечисление около полумиллиарда лари Пенсионным фондом на счет коммерческих банков. Именно это послужило началом обесценивания.
Почему лари оказался слабее всех - экономика Грузии на спаде >>
Эксперт считает, что приблизительно через два месяца экономика Грузии будет зависеть от двух аспектов: от выхода экономик мировых держав из последствий коронавируса и от развития местного, грузинского производства.
"Цены будут расти до тех пор, пока не стабилизируется курс национальной валюты. Если Национальный банк не примет необходимых мер, то рост цен будет продолжаться", - считает Баирахтари.
Общую ситуацию в мировой экономике эксперт называет термином "Черный лебедь", когда внезапные и масштабные явления кардинально меняют ход жизни и развития стран, ход истории. Сегодня мировое сообщество столкнулось как раз-таки с таким явлением.
Эксперт в области экономики Демур Гиорхелидзе согласен со своим коллегой - рост цен не явился неожиданностью и дело по-прежнему в импорте.
"В первую очередь, это не было неожиданностью из-за нескольких причин. Страна полностью зависит от импорта. Многие страны стоят сегодня перед вызовами - это говорят о том, что может возникнуть дефицит некоторых продуктов. Ну а наше государство, наши власти вот уже на протяжении последних 30 лет проводят социально безответственную политику. Такова реальность и объективные причины", - сказал Гиорхелидзе Sputnik Грузия.
Как Баирахтари, так и Гиорхелидзе считают, что государство должно предпринять решительные шаги, чтобы предотвратить возможные осложнения и быть к ним готовыми.
"Я называю ситуацию в Грузии неолиберальным болотом, у нас осталось постсоветское мышление во многих вопросах. Основным направлением должно стать развитие тех ресурсов, которыми обладает наша страна, развитие аграрного сектора. Никто не скажет, что Голландия исключительное аграрная страна, при этом около 100 миллиардов евро Голландии приносит только сельское хозяйство. Все это благодаря аграрному сектору", - считает Гиорхелидзе.
Насколько в Грузии выросли цены и как они будут меняться в ближайшем будущем >>
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что трудные времена в экономике еще дадут о себе знать и здесь грамотно должно повести себя государство. Ситуация с коронавирусом еще раз указала на слабые места в экономике Грузии, одно из которых - ориентирование на ввоз продуктов.
Местные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности должны увеличить объем производства, и государство должно оказать им содействие при грамотной монетарной политике Национального банка.