Сначала во всем мире отменили модные мероприятия и показы, затем закрылись магазины, некоторые из них - уже навсегда. В индустрии началась самая настоящая борьба за выживание, чтобы хоть как-то остаться на плаву в новой реальности.
В кризисе погрязли даже солидные дома моды и магазины, которые не справились с неожиданными последствиями пандемии.
В мире коронавирус назвали "невидимым врагом", а пандемию - войной без оружия. Именно поэтому многие модные эксперты считают, что после COVID-19 мир получит совершенно иную сферу моды. Точно так же, как это было после двух мировых войн.
Но вот что будет с модой Грузии, звезда которой только-только начала восходить на мировом модном Олимпе? Перед какими трудностями оказались и еще окажутся грузинские дизайнеры, чьи наряды один за другим раскупали мировые звезды, и как вообще можно выжить в постпандемический период? Об этом Sputnik Грузия рассказали ведущие модельеры и эксперты моды.
Нет продаж, нет и производства
София Чкония - креативный директор и основатель Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI, по сути, самого важного модного события в Грузии. Именно благодаря этой неделе моды мировые звезды, байеры, магазины начали знакомиться с грузинскими дизайнерами и их коллекциями.
Как говорит София, до 2021 года модная отрасль будет переживать не лучшие времена, поскольку напрямую зависит от множества факторов и, в первую очередь, от финансов.
"Наши дизайнеры зависят от международного рынка и закупок, - рассказала Чкония Sputnik Грузия. - В Грузии нет такой большой арены, поля деятельности, как за границей. Упразднены многие заказы, мероприятия. До 2021 года и не намечается ничего. Очень сложно организовать подобные мероприятия с учетом тех ограничений, которые сейчас есть в стране, да и во всем мире. Все это, разумеется, очень негативно влияет на бизнес грузинских дизайнеров".
Даже прогнозировать что-либо очень сложно, не то, что действовать, признается эксперт. При этом Чкония считает, что грузинские дизайнеры всеми силами должны постараться сохранить себя и свою нишу. Ведь, в принципе, говорит София, они привыкли к работе в кризисных условиях.
"Сейчас сложнее американским или европейским дизайнерам, у которых производство в Китае, в Италии или других странах, - отмечает София. - Все остановилось в период пандемии, а грузинские дизайнеры производят все в Грузии, и это большой плюс. Скажем, это легкий выход из положения, чтобы производство не остановилось. Однако есть другая проблема - финансы, если у них не будет продаж, не будет и производства".
За границей, по словам Чкония, мода является частью экономики, поэтому государства выделяют для ее спасения большие средства. Однако в Грузии, помимо кризиса модной индустрии, так много более насущных проблем, что грузинским дизайнерам даже неловко говорить о своих трудностях и тем более просить оказать им финансовую помощь, говорит Чкония. А тем временем сейчас все - и дизайнеры, и представители сферы культуры и искусства - находятся в режиме самовыживания.
Каким будет постпандемический Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI?
Что происходит с неделей моды Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI? Весенний сезон провалился, но впереди осенний. И в том случае, если и его не удастся провести, организаторы не исключают, что воспользуются онлайн-режимом.
Но у этого есть свои минусы. Дело в том, что обычно на неделях грузинской моды многочисленные гости и байеры на месте знакомятся с дизайнерами и их творчеством. А в виртуальном пространстве сделать так, чтобы тебя заметили, а твою продукцию - купили, труднее.
"Когда дизайнера и бренд знают, - рассказывает София Чкония, - тогда онлайн-заказов осуществляется больше. Но когда дизайнер или бренд новый, то сложно довериться. Именно поэтому мы всегда предпочитаем приглашать гостей в Грузию, чтобы они все сами увидели. Если гости не будут присутствовать на показах, знакомиться с новыми лицами, коллекциями, то для наших дизайнеров такой расклад будет сложным".
Выживут сильнейшие
В таких условиях уже известные дизайнеры смогут остаться на плаву, но новичкам будет не так просто закрепить свое имя на мировой модной карте.
А мы видим, как под влиянием пандемии сфера моды меняется быстрыми шагами, отмечает Чкония. Вскоре изменится и характер потребителя: если человек решит что-то купить, то купит такое, что останется у него надолго. Поэтому массовое производство перейдет на задний план, а вперед выйдет больше творческая сторона.
"Именно поэтому этот период грузинские дизайнеры должны использовать для того, чтобы стать более активными и креативными. Это будет серьезный рестарт. Выжить смогут сильнейшие, более креативные. Все больше не смогут быть дизайнерами, какое-то время они, конечно, могут плыть по инерции, но потом завершат свою деятельность. Это так и должно быть", - уверена Чкония.
Пандемия как вдохновение
Самые невероятные коллекции Кристиана Диора во Франции появились после Второй мировой войны, рассказывает София Чкония. По ее мнению, гениальное рождается именно во время кризиса. И данный период творческие люди должны использовать как хорошую возможность для вдохновения, созидания.
"Сейчас, например, в моде появилась новая тенденция. Исходя из того, что мы должны думать и заботиться об экологии, значит, мы не должны часто обновлять гардероб и учиться как можно дольше пользоваться своей одеждой. Отсюда новый тренд – в одном и том же наряде можно появиться на разных мероприятиях. И я говорю об известных людях", - подмечает Чкония.
Пандемия не уйдет бесследно: она уже нанесла большой урон человечеству, но и научила многому. Люди осознали, что многие вещи, которые до эпидемии казались им нужными и незаменимыми, на самом деле не такие уж нужные. Поэтому именно сегодня люди могут стать менее зависимыми от материальных вещей. А ведь мода – это отражение эпохи, в которой живет человек.
Полная неопределенность
Дом моды Кети Чхиквадзе - один из самых известных не только в Грузии, но и во всем мире. Париж – сердце моды, уже давно стал для Кети вторым домом, а французы - главными партнерами. Показы, съемки, проекты, встречи... Но и тут в насыщенный график Чхиквадзе вторглась пандемия. COVID-19, конечно, негативно отразился на бренде, но дизайнер все равно настроена оптимистически.
"Наверное, еще минимум шесть месяцев мы будем находиться в полной неопределенности, - говорит Кети. - Так что сейчас нет смысла думать о какой-то стратегии и дальнейших планах работы. Само собой, сократились и онлайн-продажи, менее востребованы вечерние наряды. Но моя стратегия заключается в том, что моя концепция не поменяется, и я постараюсь максимально выдержать этот кризис, сделать новую коллекцию, не в том количестве, как раньше, но сделать и ждать развития событий".
Интересное мнение - ушедшая в пандемическую спячку мода постепенно начинает приходить в себя, считает Чхиквадзе. Появились небольшие заказы от старых клиентов, но магазины, которые делали большие закупки, пока молчат. Хотя Чхиквадзе не унывает. Более того: модельер уверена, что мода обязательно выдержит, спасется, но пока неизвестно, через какие трудности дизайнерам придется пройти, чтобы выжить.
"Возможно, все и не будет так плохо, как мы себе представляем, - разводит руками Чхиквадзе. - В целом, мода связана с экономикой, и экономика везде в плохом состоянии, поэтому реальность такова – пока одна неопределенность".
Моника Белуччи готовится к съемкам в нарядах Чхиквадзе
А при этом, пока мир моды готовится к своему рестарту, всемирно известная актриса и модель Моника Беллуччи подбирает наряды грузинского дизайнера к фотосессии в августе. У Белуччи и Чхиквадзе уже есть опыт успешного сотрудничества в прошлом, так что и на это раз актриса выразила желание позировать перед камерой в нарядах грузинского дизайнера.
"В августе я обязательно поеду в Париж, - говорит Чхиквадзе. - Все эти процессы как-то должны восстановиться. Просто все ждут, где и когда смогут надеть выходную и брендовую одежду. Мода должна выйти из шока и заново запуститься".
Пандемия сделает моду более креативной?
Тата Картвелишвили - основательница агентства TATA PR Agency - живет и работает в Лос-Анджелесе. Ее агентство занимается популяризацией продукции грузинских дизайнеров в Голливуде, сотрудничает с мировыми звездами и их стилистами.
К слову, не так давно оскароносная американская певица и актриса Леди Гага, которая замечена в пристрастии к грузинским дизайнерам, именно через агентство Tata PR Agency заказала роскошное черное кожаное платье от Ануки Арешидзе (Anouki), в котором блистала на обложках множества таблоидов.
Так вот в непростую пору пандемии и связанных с ней трудностей Тата советует грузинским дизайнерам сделать акцент на более натуральные ткани, создавать небольшие коллекции, уделять больше внимания онлайн-продажам, а главное - сделать определенные акценты на местный рынок.
По словам Таты, сфера моды и до пандемии переживала серьезные проблемы, однако коронавирус еще больше усугубил положение и вынудил индустрию прибегнуть к серьезным изменениям.
"Однозначно будет производиться гораздо меньше одежды. Дизайнеры будут создавать маленькие, но креативные коллекции. Мода должна стать более осмысленной и ценной. Не исключено, что в течение года дизайнеры будут создавать две или одну коллекцию, в которой мы увидим одежду на все четыре сезона. Это, в свою очередь, вызовет резкий спад темпа индустрии моды", - говорит Картвелишвили.
При этом Тата подчеркивает, что потребители в будущем больше будут обращать внимание на такую одежду, которая сможет бросить вызов времени и долго останется в гардеробе.
Одним словом, кризис - налицо. Так что Тата отмечает, что будет замечательно, если государство сумеет оказать хотя бы одноразовую помощь тем грузинским брендам, которые успешны, но не настолько сильны, чтобы самостоятельно выдержать этот переломный момент.