"Мажоритарная война" в оппозиции
Оппозиции уже не удается договориться по кандидатам в мажоритарные депутаты ни в регионах, ни в столице. "Национальное движение" заявило, что представит своих кандидатов во всех 22 избирательных округах в регионах и в двух "вакантных" в Тбилиси. В то же время "Европейская Грузия", ранее представив своих кандидатов только в 14 региональных избирательных округах, надеялась внутри оппозиции согласовать кандидатов в оставшихся восьми, пишет газета "Резонанси".
"Нетрудно было предсказать, что единство оппозиции распадется в момент, когда начнется перераспределение квот. Дело в том, что в так называемом оппозиционном объединении гораздо больше субъектов, имеющих свои собственные интересы, но общая порция, которую они могут получить в результате выборов, недостаточна для достижения такого соглашения", - сказал политолог Арчил Гамзардия газете "Резонанси".
Соответственно, более самоуверенные или амбициозные пытаются сами провести как можно больше людей в парламент, считает политолог.
"С политической или избирательной точки зрения это совершенно нормальный и здоровый процесс, потому что такое единство иногда эффективно во время всеобщего народного протеста, но в контексте выборов оно не оправдано", - сказал Гамзардия.
По словам политолога, единство оппозиции имело бы смысл только в том случае, если она единым фронтом выступила против правящей партии.
"Говорить об успехе оппозиции можно только в том случае, если вся оппозиция выступит один на один против правительства. В данном случае помимо объединенной оппозиции были и другие субъекты, например "Лело", "Альянс патриотов" и другие начинающие партии. Поэтому, в любом случае, у оппозиции не могло быть единообразного соперничества с властью, и соответственно получили то, что сейчас имеем", - сказал Гамзардия.
Политолог считает, что общие кандидаты для партий были бы проигрышными, и не думает, что у оппозиции были большие перспективы с точки зрения мажоритариев.
"Криминальное танго" с элементами "мхедрули" – как сражается оппозиция в Грузии >>
"С одной стороны – большой административный ресурс. С другой - оппозиция не пользуется большой поддержкой электората. У них есть свои небольшие группы, и это их избирательный рынок. Поэтому нельзя сказать, что этот фактор увеличил их проигрышность, у оппозиции и так нет эффективных перспектив, и, следовательно, от этого ничего особо не изменится", - сказал Гамзардия.
Какие правила введут в школах в период пандемии?
Если учебный процесс в школах возобновится с 15 сентября в обычном режиме, министерство образования должно взять на себя ответственность за соблюдение и контроль установленных правил, заявил эпидемиолог Ираклий Хмаладзе газете "Резонанси".
По словам врача, у Грузии хорошая эпидситуация, что позволяет снять определенные виды ограничений.
"Мы уже говорим об установлении приоритетов, насколько опасна вирусная инфекция для страны и насколько ее подкосит такая закрытость. Потому что мы уже достигли последней точки. Поскольку инфекция находится под контролем, практически нет серьезных форм, и скоро, возможно, подоспеет на помощь вакцина, можно принять некоторые меры. В том числе продолжение учебного процесса в учреждениях", - сказал Хмаладзе.
По его словам, важно следовать всем рекомендациям врачей, с тем чтобы предотвратить неконтролируемое распространение вируса.
"Занятия в учебных заведениях должны проводиться в соответствии с особыми санитарными правилами, которые разработаны и прекрасно у нас работают, будь то ношение медицинской маски, дистанцирование и так далее", - сказал Хмаладзе.
Врач подчеркнул, что соблюдение социальной дистанции очень важно, а для этого в классе не должно быть 48 детей - они должны быть перераспределены.
"Практически мы видим, что дети почти не болеют коронавирусом. Поэтому в школах необходимо обеспечить соблюдение элементарных норм. Необходимо обучить педагогов, чтобы они максимально контролировали ребенка, правильно ли он носит маску, моет ли руки и так далее. В противном случае ответственность за соблюдение правил и контроль министерство образования должно взять на себя", - сказал Хмаладзе.
Действительно ли банки пострадали из-за пандемии?
Ущерб 15 коммерческих банков, работающих в Грузии, в период пандемии составил 1,2 миллиарда лари. Газета "Резонанси" поинтересовалась мнением экспертов, какова будет рентабельность самого прибыльного сектора в стране в случае начала второй волны коронавируса и насколько прочно встречает банковский сектор Грузии большую мировую проблему.
Эксперт Лия Элиава не верит, что прибыль банков сократилась в таком масштабе, так как коммерческие банки, по ее словам, не отражают реально свою прибыль и фиксируют показатель примерно в четыре-пять раз ниже.
"Если просмотрите отчетность коммерческих банков, получается, что они дают кредит в среднем в рамках 10%. Отсюда идет примерно та сумма, которая показана в прибыли. Мы знаем, что в действительности банки выдают кредиты под намного большие проценты, соответственно, и прибыль должна быть больше. К сожалению, этот вопрос не стал проблемой для Национального банка, так как Нацбанк покровительствует превосходство развития банковского сектора по сравнению с другими сферами экономики", - сказала Элиава газете "Резонанси".
Руководитель неправительственной организации "Банки и Общество" Георгий Кепуладзе надеется на устойчивость самого рентабельного сектора страны. По его словам, в настоящее время главная забота банков сохранение резервов.
"Руководители банков сейчас сократили зарплаты, и банки ориентированы на отсрочку кредитов. Факт, что бизнес не сможет вернуть кредиты в указанное время, тем более в ожидании второй волны коронавируса", - сказал Кепуладзе.
Монетарная политика в Грузии продолжает смягчаться >>
По словам эксперта, трудно сказать, что будет через два-три месяца, так как это, наверное, зависит от того, какой ущерб нанесет эпидемия экономике в целом.
Обзор подготовлен на основе материалов газеты "Резонанси"