Он прилетел в Тбилиси в прошлом году. Регулярные рейсы тогда еще осуществлялись. Хотя его братии запреты на полеты нипочем. Они как летали из города в город, еще тогда, когда люди по земле на перекладных добирались, так и продолжают летать. Пользуются исключительно воздушным видом транспорта, добираются на своих двух… крыльях.
Тот день начинался как обычно. Утром в небесной канцелярии проходила планерка. На ней старшие по званию распределяют задания. Кого-то прикрепляют к новорожденному, и это означает, что ты охраняешь появившегося на свет до скончания его дней. Других посылают спасать конкретную ситуацию.
О доме братьев Миловых, основном инстинкте и вере в судьбу >>>
Когда очередь дошла до него, он услышал: А ты, вильнюсский, полетишь в столицу Грузии - Тбилиси. Он не стал дотошно уточнять, почему его посылают именно в этом направлении. Да и не стали бы ему объяснять. Мал, и по званию еще не дослужился. Достаточно было того, что его посвятили в цель задания – дарить хорошее настроение тбилисцам.
Эмигрант из города ангелов
Лететь вильнюсский ангел решил на рассвете. Смазал крылья и пустился в путь. Можно было, конечно, лететь и спокойно, но вильнюсского так и подмывало похулиганить.
Он осмотрелся по сторонам. Дул сильный ветер, и гнал пенистые облака на юг. А что если забраться на них, - подумал вильнюсский, и запрыгнул на одно из них. Ему дико понравилось на нем плыть, и он перепрыгнул на второе облако, а с него - на третье. Потом уселся на нем, свесил ноги и начал ими болтать.
Так, хохоча и дурачась, ангел долетел до места своего назначения. Он долго кружил над городом, который ему сразу же понравился. Тбилиси ему напоминал любимый калейдоскоп, где стоит лишь чуток повернуть трубу и из стекол самых разных цветов и форм складывается уже совсем другой, чудной узор.
Насмотревшись на город, вильнюсский ангел начал искать себе место обитания. И нашел его у подножия Святой горы. Он поселился в небольшом парке, который так и называется вильнюсским. Вильнюсский ангел забрался на выступ красивого фонтана и уселся на нем. Вдохнул полной грудью, улыбнулся новым и приятным ощущениям, и застыл.
С тех пор каждый попавший в парк наблюдает за сидящим у воды улыбающимся ангелочком. Даже если ты в скверном расположении духа, достаточно беглого взгляда на белого симпатягу, и настроение сразу меняется. Будто, садясь на краешек крохотного бассейна, он ненароком задел тебя крылом.
В честь кого назван Александровский сад и почему он был не для всех - загадки Тифлиса >>>
Сожаление вызывает только один факт, что он один такой на весь город. Вот если бы их было больше, тбилисцы чаще бы улыбались. А улыбка, она, знаете, меняет всю жизнь. Хорошо бы провести исследование на тему, как воздействуют городские ангелы на внутреннее состояние человека. Вот чем нужно заняться ученым Оксфордского университета, а не выяснять, что среди поросят встречаются как пессимисты, так и оптимисты.
В Вильнюсе, откуда родом наш мтацминдский товарищ, ангелы разные. Есть среди них и стоячие, и сидячие, и идущие. А объединяет ангелов одна черта – они все, как правило, улыбаются. Вильнюс без белого ангела невообразим так же, как Брюссель без писающего мальчика.
Идея создания символа Вильнюса принадлежит литовскому скульптору Вайдосу Рамошке. Первый ангел родился на свет более десяти лет назад. Их насчитывается в Вильнюсе уже более 200 штук. Белые малютки радуют взоры прохожих в самых разных местах. Говорят, ангелы охраняют жителей Вильнюса от невзгод и несчастий. Теперь вильнюсский эмигрант охраняет жителей Тбилиси.
Логично, что вильнюсский ангел живет в Вильнюсском сквере на улице Чонкадзе, открытом 11 лет назад. Год назад сквер обновили, именно тогда в нем и появился символ Вильнюса - ангел. Впрочем, сквер этот не такой молодой, как может показаться.
Неосуществленные проекты
Сквер на этом самом месте появился даже раньше, чем станция фуникулера. Особенно активно район Мтацминда начал застраиваться в конце XIX - начале XX века.
Причем, осваивали застройщики эту часть города как-то бессистемно и хаотично. Не было на сей счет никакого плана и масштабного видения. Люди, близкие к градостроительству и неравнодушные, по этому поводу сокрушались и предрекали трудности с организацией транспортной системы.
В те годы было создано общество "Верхний Тифлис". Входили в него, в основном, застройщики района Мтацминда и землевладельцы. В тот период земля в этом районе стоила гораздо дешевле, чем в других районах города. Строить нужно было на крутом подъеме с полным отсутствием дорог. Все это, конечно же, учитывалось при установлении цен на участки.
Пользуясь такой дешевизной, некоторые из пайщиков общества "Верхний Тифлис" покупали вместо одного земельного участка несколько. В начале же XX века появилась и фуникулерная дорога. Автором нижней и верхней станций фуникулера был тбилисский архитектор Александр Шимкевич.
В 60-х годах прошлого века на месте красивого здания вырос образец архитектуры соцреализма. Скучное и тоскливое творение просуществовало до 2000 года – станция была закрыта на ремонт после аварии. Снова запустили ее только в 2013-м. Вернули станции и ее былой облик, восстановив старое, спроектированное Шимкевичем здание, и закупили новую швейцарскую технику.
Изначально планировалось, что фуникулерная дорога будет использоваться в качестве обычного транспорта. В долгосрочной перспективе гора застраивалась и превращалась в один из районов Тифлиса. Но по объективным причинам грандиозным проектам не суждено было осуществиться.
Караванами, пароходами и на двух своих, или Признание в любви родному городу >>>
Вначале грянула революция, с повлекшими за собой экономическим кризисом, затем началась Первая мировая война и перед страной возникли более насущные проблемы. Одним словом, некогда интересные проекты так и не получили развития. А за фуникулером закрепилась лишь функция аттракциона.
Тоннель и говорящая улица
Вильнюсский сквер расположен прямо напротив станции фуникулера. Так что, усевшись на скамейку в сквере, можно наблюдать за нескончаемым потоком туристов, устремляющихся наверх. Правда, в этом году тут у станции непривычно пустынно.
Чонкадзе - самая верхняя или, по-другому, крайняя улица в этом районе. Она упирается своим старым плечом в Святую гору. Раньше по улице Гудовича, ибо так называлась в дореволюционные года Чонкадзе, ходил трамвай. И прогуливались летом дамы в шляпках и с зонтами, защищаясь от палящего солнца.
Озеленением района занялись позже, в 30-е годы прошлого столетия. Фуникулерная станция и сквер находится в самой высокой части улицы. К тому же находятся они на террасе. Прямо под сквером, как оказалось, проходит тоннель.
Я обнаружила его, обогнув сквер, и очутившись на улице, которая резко убегает вниз. Улица фактически упирается в этот тоннель. Построен этот тоннель давно и с единственной целью - для сточных вод.
Сталинский ампир в Тбилиси, или О чем рассказывают камни? >>>
В небольшой арке у входа в тоннель решетчатая дверь. Замка на ней нет и доступ в темную пасть тоннеля открыт. Стекая с гор, вода проходила по этому тоннелю и выходила на улицу Поточную, прозванную так как раз из-за потоков воды, бегущих по ней вниз. Улица носит сегодня имя оперного певца Бату Кравеишвили.
Здешние жители, кстати, долго воевали за то, чтобы улице оставили ее исконное, данное ей по назначению название. Улицу-то переименовали, но тбилисцы продолжают называть ее по-старому, Поточной. А самое забавное, что на одной стороне улицы висит табличка с новым названием, а на другой - указатель с выведенными на ней русскими буквами Поточная.
Такой вот тбилисский компромисс в топонимическом противостоянии. В те времена, разбитые по подъему улицы, были вымощены брусчаткой. Вода, бегущая с гор, частично впитывались почвой, и потоки становились гораздо мельче и слабее, пока добирались до центральных улиц. Это было довольно действенное и эффективное дренажное средство для направления дождевых потоков в нужное русло.
Небо нахмурилось, грозя заплакать. Закапает сейчас дождь, польется, побежит по тоннелю и дальше по крутому спуску, унося все переживания и чаяния в воронку времени. Оборачиваюсь в последний раз. Нет, белого ангела отсюда не видно. Но я все равно улыбаюсь ему мысленно.