Предвыборная гонка в Грузии напоминает водоворот, в котором события с нарастающей скоростью несутся по кругу, и во что выльется эта критически сконцентрированная масса в конце, на выборах 31 октября, неизвестно. Есть вероятность, если политические силы не удастся размешать до консистенции коалиционной власти, эта масса в горлышко лейки вовсе не пройдёт - застрянет, что вызовет розово-революционный коллапс ноября 2003 года, то есть – признание выборов недействительными и назначение новых выборов.
Саакашвили назвал срок, за который "вытащит Грузию из болота">>
"Я вернусь в Грузию только тогда, когда моё возвращение не вызовет противостояния в обществе!" - заявил накануне Саакашвили во втором видеообращении к грузинскому народу, а это означает – только после выборов, когда новая коалиционная власть выпишет ему индульгенцию и отпустит, то бишь – закроет все уголовные дела. А если действующая власть и оппозиция партии не придут к коалиционному консенсусу, произойдёт то, о чём я только что и сказал.
По крайней мере, сегодня, несмотря на недвусмысленные рекомендации западных послов в Грузии – о том, что они "надеются наблюдать выборы более демократичными и свободными, чем прошлые, а будущий парламент – более многопартийным", власть пока ни на какие уступки идти не собирается и, напротив, заявляет, что "будет представлена в новом парламенте не только простым, но и конституционным большинством".
На политическом поле, по большому счету, опять осталось два игрока – Бидзина Иванишвили со своей "Грузинской мечтой" и Михаил Саакашвили со своей партией "Национальное движение", которая вокруг себя сумела собрать объединение "Сила – в единстве". То есть, если один на один "Национальное движение" и уступает "Грузинской мечте", то в составе "Силы – в единстве" силы почти равны.
А после того, как крупные бизнесмены, к примеру – Каха Окриашвили, владелец крупнейшей в Грузии аптечной сети PSP и клиник, а также братья Чочели – владельцы заводов по производству самых популярных брендов грузинского пива, шоколада и стирального порошка, открыто переметнулись из "Грузинской мечты" - в блок "Сила – в единстве", сбалансировались и финансовые возможности двух главных политических соперников. Старая тенденция – в Грузии бизнесмены всегда – с правящей силой, но когда они чувствуют ее слабость, то быстро создают свои партии и ставят на наиболее перспективных, по их расчётам.
Уровнем ниже идут тоже две соперничающие партии: "Европейская Грузия" Гиги Бокерия и "Альянс патриотов" Давида Тархан-Моурави, а все остальные партии - Хазарадзе, Бурджанадзе, Нателашвили, братьев Бердзенишвили – по причине небольшого электората будут довольствоваться несколькими парламентскими мандатами, да и то – лишь благодаря 1-процентному барьеру.
Примечательно, что на Грузии, как всегда, в миниатюре отражаются главные мировые тенденции. Сегодня неизвестно откуда взявшийся коронавирус подвел черту под мировой глобализацией, что раньше было непредсказуемо. У Грузии – своя, пусть сравнительно крохотная, дезинтеграция, ведь по большому счету, все главные избирательные субъекты действуют по принципу "каждый сам за себя".
У "Грузинской мечты" партнеров нет по определению, тем более, что правящей партии они вряд ли нужны, а кулуарные сплетни о подковерных сговорах с различными партиями, к примеру – с "Европейской Грузией", с целью создания управляемой оппозиции, которая придет на смену "Нацдвижению", остаются домыслами не первой свежести, по сей день не получившими подтверждения.
"Грузинская мечта" уникальна не только тем, что не ищет союзников. Это – единственная, пожалуй, первая в новейшей истории Грузии партия, учредитель и лидер которой не имеет политических амбиций. Миллиардер Бидзина Иванишвили – бизнесмен, который не нарушит правила игры, несмотря на большие соблазны. Бизнес должен быть опорой для власти, но не представлять власть, вот почему Иванишвили добровольно и неожиданно для всех ушел с поста премьер-министра Грузии спустя лишь год. Бизнесмен должен оставаться бизнесменом, ему не нужна политическая ответственность. Все, кто нарушил это правило и взвалил на себя эту непосильную ношу, кончил плохо в Грузии – это печальный пример миллиардера Патаркацившвили, в России – примеры Березовского, Ходорковского.
В "Единой Грузии", как и в "Объединенной оппозиции" из 26 партий, единство – тоже непрочное, которое развалится в день выборов. Единственная общая цель всего этого тандема – опустить правящую парию Иванишвили до уровня парламентской фракции, одной из, не более... Не случайно, все они единогласно выставили кандидатуру экс-президента Грузии Михаила Саакашвили на пост будущего премьер-министра Грузии.
Что касается стоящего особняком "Альянса патриотов", то ему не оставили другого выбора, как действовать только за себя, навечно приклеив ярлык пророссийской партии...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции