Новые дороги и глубоководный порт: перспективы Грузии как транзитного хаба

© photo: Sputnik / StringerГрузовой трейлер у КПП и ТПП "Садахло" - граница Грузии и Армении
Грузовой трейлер у КПП и ТПП Садахло - граница Грузии и Армении - Sputnik Грузия, 1920, 27.07.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Эксклюзив
Выход к морю, сухопутные маршруты, железная дорога, аэропорты – географическое положение дает Грузии огромный потенциал для развития транзита через свою территорию
Власти страны настроены решительно, но путь к становлению транзитным хабом долгий и трудный - амбициозные планы требуют огромных усилий и больших вложений.
Что необходимо стране для того, чтобы превратиться в важный транзитный хаб, и что до сих пор мешает ей добиться этой цели – в материале Sputnik Грузия.
© photo: Sputnik / StringerПробка из фур в регионе Мцхета-Мтианети
Пробка из фур в регионе Мцхета-Мтианети - Sputnik Грузия, 1920, 15.07.2022
Пробка из фур в регионе Мцхета-Мтианети

Транзитные успехи

Доходы Грузии от пользования дорогами при транзитном проезде фур рекордно растут. В мае они превысили 8,2 млн лари ($2,8 млн), тогда как в начале года находились на уровне 5,3 млн лари ($1,8 млн).
По информации Службы доходов Грузии, территорию страны в этом месяце пересекли более 41,3 тыс. грузовых автомобилей.
© SputnikДоходы Грузии от транзита фур в январе-мае 2022 года
Доходы Грузии от транзита фур в январе-мае 2022 года - Sputnik Грузия, 1920, 15.07.2022
Доходы Грузии от транзита фур в январе-мае 2022 года
В целом, в январе-мае текущего года транзит принес бюджету Грузии на 20,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Очередь из фур в направлении ТПП Казбеги - Верхний Ларс - Sputnik Грузия
Военно-Грузинская дорога

Трасса Мцхета-Степанцминда-Ларс на сегодняшний день является единственной сухопутной дорогой, связывающей Грузию и Армению с Россией. А ТПП "Казбеги" - "Верхний Ларс" – единственный функционирующий на сегодняшний день пункт пропуска на сухопутной границе Грузии и России.

Среди основных причин столь стремительного роста транзитных потоков экспертами называются санкции против России и Беларуси. После появления ограничений на движение по европейскому направлению для этих государств грузовые потоки переключились на южные страны.
"Грузия уже получает определенные дивиденды за счет изменившейся ситуации в регионе. В мировом масштабе часть товаропотоков, которые направлялись с Востока в Западную и Северную Европу через Россию, теперь переориентирована на южное направление. В том числе и на Грузию", - заявил Sputnik Грузия эксперт по экономическим вопросам Сосо Арчвадзе.
По его информации, эксперты оценивают общий объем этих изменений в районе 240 млн тонн в годовом исчислении. Конечно, не все они будут направляться через Азербайджан и Грузию в сторону Европы и в обратном направлении, но определенная часть "транзитного пирога" перепадет и Грузии.
Арчвадзе считает, что на вещи следует смотреть более широко. Речь идет не только о переориентации товарных потоков и увеличении пропускной способности Грузии, а в целом развитии сферы оказания услуг в стране, об усилении роли Тбилиси в коммуникационных, банковских и других отраслях.
"Это тоже является частью экспорта, но экспорта услуг. Благоприятные условия возникают не только для транспортировки физических товаров через Грузию, но и для осуществления продвижения услуг через территорию Грузии", - пояснил эксперт.
Кроме того, Арчвадзе считает, что обратить внимание стоит и на переезд граждан из России, Беларуси и Украины, которые теперь ведут свой бизнес в Грузии. В стране рекордно выросли объемы денежных переводов. Только в мае в Грузию перечислили $314 млн, тогда как еще пару месяцев назад эта сумма составляла примерно $25-27 млн.
Вид на исторический центр столицы Грузии - Нарикала, Мейдан и район Калаубани - Sputnik Грузия, 1920, 01.07.2022
Экономика Грузии растет благодаря сохранению торговых отношений с Россией - эксперт
"Это показывает, что многие компании перевели свои фирмы и сотрудников в Грузию, они здесь получают деньги за оплату трудовой деятельности. Это тоже идет на пользу росту покупательной способности Грузии, увеличивает наш потенциал и, можно сказать, является определенной формой роста экспорта услуг", - отметил эксперт.
Как заявил Арчвадзе, местоположение и потенциал Грузии дают стране возможность и без происходящих сегодня событий из года в год увеличивать свои товарооборот и транзитные объемы.
"Еще несколько лет назад Россия и Турция договорились об увеличении товарооборота между ними более чем в 2,5 раза, где-то с 38 до 100 млн тонн грузов в ежегодном исчислении. Одним из путей перевозок для достижения этой цели рассматривалась Грузия. Так что, был бы мир, а товарные потоки найдутся", - сказал он.
Тем не менее, отмечает эксперт, сейчас сложилась экстремальная ситуация, которая ускоренными темпами выплеснула преимущества географического местоположения Грузии, ставшей более востребованной.

Часть Шелкового пути

Развитие Шелкового пути — один из важных приоритетов правительства Грузии, которое осуществляет значительные инвестиции в этом направлении.
В связи с этим инфраструктура, которая строится и модернизируется в масштабах страны (в том числе автомагистраль Восток-Запад, ж/д ветка Баку-Тбилиси-Карс и временно "зависший" проект глубоководного порта Анаклия), является составной частью китайской стратегии экономического развития "Один пояс – один путь".
"То, что сейчас усиленными темпами идет строительство автобана Восток-Запад на Рикотском перевале, строится рекордный по длине 9-километровый тоннель Квешети-Коби, наряду с расширением возможности КПП с российской стороны, показывает, что транспортные потоки Восток-Запад и Север-Юг будут наращиваться. И в этом заинтересованы не только наши ближайшие соседи, но и более отдаленные страны, в том числе Иран, а также страны Азии, такие как Китай, Казахстан, Узбекистан и так далее", - заявил Арчвадзе.
© Facebook / Road Department of Roads Строительство дороги через Рикотский перевал
Строительство дороги через Рикотский перевал - Sputnik Грузия, 1920, 15.07.2022
Строительство дороги через Рикотский перевал

"Без порта Анаклия не выйдет"

Эксперт по экономическим вопросам Акакий Цомая согласен, что Грузия действительно обладает большим транзитным потенциалом.
Сложившаяся сегодня ситуация в мире показывает, что Грузия является краеугольным камнем в коридоре между Европой и Азией. Поэтому к транзиту грузов из Китая и других азиатских стран через Грузию приковано серьезное внимание.
Цомая считает, что для скорейшего приближения к цели Грузии, в первую очередь, нужно развивать портовую инфраструктуру. В частности, необходимо реализовать грандиозный проект глубоководного порта в Анаклия, который по завершению лишь первой фазы смог бы принимать корабли вместимостью 10 тыс. контейнеров.
На сегодняшний день в стране работают два порта – в Батуми и Поти. Основной грузопоток проходит как раз через последний, однако его возможности ограничены в пределах 1,5 тыс. контейнеров.
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года были начаты работы по углублению дна до 16 метров. На данный момент строительство порта остановлено.
Анаклия. Грузия. порт - Sputnik Грузия, 1920, 12.06.2022
Власти Грузии будут готовы в ближайшее время выбрать нового строителя порта Анаклия
Контракт с "Консорциумом развития Анаклия" власти разорвали в январе 2020 года, так как инвестор не смог выполнить финансовые обязательства.
Уже летом того же года "Консорциум" вместе с одним из иностранных инвесторов проекта Бобом Мейером внесли иски против правительства Грузии в независимые арбитражные суды с требованием возместить финансовые убытки, превысившие миллиард долларов, и восстановить расторгнутое соглашение.
Власти Грузии от проекта не отказались и считают его реализацию приоритетной, поэтому, параллельно с вопросом разрешения арбитражных споров, провели ряд дополнительных исследований по развитию Анаклия и строительству порта.
Кроме того, сообщается, что вся документация для начала нового процесса выбора проекта строительства глубоководного порта в Анаклия на сегодняшний день уже готова.
© Sputnik / Viktor KaminskyЧерноморский курорт Анаклия. Мост и прибрежная территория
Черноморский курорт Анаклия. Мост и прибрежная территория - Sputnik Грузия, 1920, 15.07.2022
Черноморский курорт Анаклия. Мост и прибрежная территория

Недостаточно инфраструктуры

По словам Цомая, для громкой заявки в качестве транзитного хаба Грузия пока не готова инфраструктурно. Также сегодня на международной политической арене не наблюдается активности, которая в дальнейшем должна была бы поспособствовать привлечению крупных инвестиций в развитие Грузии.
"В Грузию автоматически пошел большой поток грузов, но мы видим огромные заторы из трейлеров, а это значит, что пропускная способность довольно низкая из-за слабой инфраструктуры", - заявил Цомая.
Кроме того, он считает, что требуется строительство автомагистралей с еще более высокой пропускной способностью в направлении Восток-Запад, чтобы грузы, которые транзитом через Россию попадали в Грузию, шли теперь прямо через Грузию, и как раз на это сегодня и есть большой спрос.
Трасса Восток-Запад

Европейская транзитная дорога Е-60 является вторым по величине европейским транзитным коридором, который начинается в Бресте (Франция) и заканчивается в Иркештаме (Кыргызстан). В Грузии Е-60 начинается на границе с Азербайджаном и заканчивается на побережье Черного моря, близ порта Поти. На территории Грузии длина коридора составляет 392 км.

РазвернутьСвернуть
"Когда речь идет о высокой пропускной способности грузов, нужна гораздо более гибкая инфраструктура, в том числе высокоскоростная железная дорога, глубоководные порты. Такие понятия, как "транспортный хаб" и "инфраструктура", именно это и подразумевают, а в Грузии пока есть только территория и потенциал", - считает Цомая.
По словам эксперта, чтобы стать транспортно-логистическим хабом, нужны серьезные инвестиции для строительства хорошей инфраструктуры, а строительство порта Анаклия дало бы скачок всем остальным процессам.
Лента новостей
0