https://sputnik-georgia.ru/20250731/byvshiy-investor-porta-anakliya-proigral-v-arbitrazhe-i-dolzhen-gruzii-milliony-dollarov-294358217.html
Бывший инвестор порта Анаклия проиграл в арбитраже и должен Грузии миллионы долларов
Бывший инвестор порта Анаклия проиграл в арбитраже и должен Грузии миллионы долларов
Sputnik Грузия
Арбитражный трибунал полностью согласился с правовой аргументацией, подготовленной грузинской стороной, заявили в Минюсте 31.07.2025, Sputnik Грузия
2025-07-31T17:26+0400
2025-07-31T17:26+0400
2025-07-31T17:50+0400
экономика
грузия
новости
анаклия
нидерланды
консорциум развития анаклия
tbc holding
порт анаклия
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24080/40/240804078_0:184:1000:747_1920x0_80_0_0_42c1973f2da4a93d2475b0f625b2b12a.jpg
ТБИЛИСИ, 31 июл — Sputnik. Голландский инвестор компании, которая должна была строить первый глубоководный порт в Грузии, ООО "Консорциум развития Анаклия" по решению Вашингтонского арбитража (Международного центра по урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка – ICSID) должен будет выплатить государству 6,5 миллиона долларов, говорится в сообщении министерства юстиции Грузии. "Консорциумом развития Анаклия" вместе с одним из своих иностранных инвесторов проекта Бобом Мейером летом 2020 года внесли иски против правительства Грузии в независимые арбитражные суды. Консорциум уже проиграл Парижский арбитраж 29 июля 2024 года. Он требовал возместить финансовые убытки в размере 1,5 миллиарда долларов и восстановить соглашение, разорванное 9 января 2020 года из-за невыполнения им обязательств по контракту. Однако требование компании было отвергнуто, и наложено обязательство выплатить в пользу правительства Грузии 650 тысяч долларов. Как отмечено в сообщении Минюста, Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе проиграли спор по порту Анаклия и в Вашингтонском арбитраже. "На этот раз Вашингтонский арбитраж подтвердил, что ответственность за нереализацию проекта порта Анаклия полностью лежит на Мамуке Хазарадзе, Бадри Джапаридзе и их партнерах, и никакого вмешательства со стороны правительства Грузии не было", – сказано в сообщении. Минюст Грузии отметил, что арбитражный трибунал полностью согласился с правовой аргументацией, подготовленной ведомством, и определил, что: Также, по информации Минюста, Хазарадзе и Джапаридзе не обжаловали решение Парижского арбитража, выплатив взысканную сумму в размере 650 тысяч долларов, тем самым фактически признав, что порт Анаклия не мог быть реализован по их вине. Реакция политиков Политическая партия "Лело", лидерами которой являются Джапаридзе и Хазарадзе, назвала ложной заявление Минюста о том, что арбитражный спор по делу порта Анаклия в Вашингтонском арбитраже проиграли Хазарадзе и Джапаридзе. В заявлении партии подчеркивается, что спор в арбитраже был инициирован не политиками, а инвестором Бобом Мейером против государства. Реакция Боба Мейера и Консорциума Боб Мейер и "Консорциум развития Анаклия" также распространили заявление по поводу решения, принятого ICSID, и назвали его печальным. Боб Мейер в своем заявлении отметил, что, несмотря на разочарование по поводу решения ICSID, важно понимать, что трибунал рассмотрел исключительно узкий вопрос – имело ли право правительство Грузии, в рамках двустороннего соглашения о защите инвестиций между Грузией и Нидерландами, прекратить инвестиционное соглашение. По его словам, он принял решение инвестировать в "Консорциум развития Анаклия" (ADC) и проект порта Анаклия, потому что видел огромный потенциал Грузии стать ведущим центром региональной экономики и глобальной торговли. В свою очередь, "Консорциум развития Анаклия" подчеркнул, что "хотя решение ICSID и является печальным, оно не меняет главного факта: правительство полностью нарушило свое многолетнее обещание относительно развития порта Анаклия". Консорциум уверяет, что если бы правительство выполнило свои обязательства и поддержало ADC, порт Анаклия уже функционировал бы, создавая тысячи рабочих мест для граждан Грузии, укрепляя экономику страны и превращая Грузию в важное звено глобальной торговли. ADC – это консорциум, состоящий из TBC Holding Anaklia (Грузия), Van Oord PPP International (Нидерланды), британской компании Wondernet Express, действующей в странах Центральной Азии, G-Star Ltd (Болгария), Conti International (США) и Боба Мейера. Неудачная попытка Правительство приняло решение разорвать соглашение с инвестором, подписанное в 2016 году, мотивируя это тем, что "Консорциум развития Анаклия" в декабре 2019 года в седьмой раз не смог выполнить обязательства и не предоставил правительству документацию о закрытии финансовой сделки с международными банками на сумму в 400 миллионов долларов. С момента подписания соглашения до октября 2018 года в договор между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с Консорциума списали штраф в размере 11 миллионов долларов. Основным вопросом, который не смогли решить стороны, являлось предоставление государственных гарантий на возвращение привлеченных инвестором кредитов. Премьер Грузии назвал сроки строительства глубоководного порта Анаклия >>Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года. Государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году. Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства. Оппозиционные политики, лидеры партии "Лело для Грузии" Бадри Джапаридзе и Мамука Хазарадзе, как основатели и на то время руководители TBC Holding, также выступали как основатели консорциума. Новая жизнь порта Власти Грузии решили возобновить строительство порта в Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети) с условием, что государству будет принадлежать 51%. Победителем конкурса по отбору частного инвестора в качестве партнера государства в реализации проекта стал китайско-сингапурский консорциум (китайская компания China Communications Construction Company Limited и сингапурская компания China Harbour Investment Pte. Ltd), который единственный представил предложение. Правительство Грузии подпишет соглашение с ним не позднее лета 2025 года. В данный момент с новым инвестором продолжаются активные переговоры. Когда Грузия подпишет соглашение с китайским инвестором по проекту порта Анаклия? >>Строительство глубоководного порта началось в сентябре 2024 года. Соглашение о строительстве морской инфраструктуры глубоководного порта подписано с бельгийской компанией Jan De Nul, которая является одной из крупнейших морских строительных компаний в мире. Морские работы, согласно контракту, завершатся за три года. Как ранее заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, первая фаза проекта строительства глубоководного порта завершится не позднее 2029 года. В первую фазу будет инвестировано в общей сложности 600 миллионов долларов, и после ее завершения порт будет обслуживать более 600 тысяч контейнеров в год.Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
анаклия
нидерланды
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_GE
Sputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/24080/40/240804078_4:0:1000:747_1920x0_80_0_0_08fb0df091a0bf46a0f354f71d16055b.jpgSputnik Грузия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
экономика, грузия, новости, анаклия, нидерланды, консорциум развития анаклия, tbc holding, порт анаклия
экономика, грузия, новости, анаклия, нидерланды, консорциум развития анаклия, tbc holding, порт анаклия
Бывший инвестор порта Анаклия проиграл в арбитраже и должен Грузии миллионы долларов
17:26 31.07.2025 (обновлено: 17:50 31.07.2025) Арбитражный трибунал полностью согласился с правовой аргументацией, подготовленной грузинской стороной, заявили в Минюсте
ТБИЛИСИ, 31 июл — Sputnik. Голландский инвестор компании, которая должна была строить первый глубоководный порт в Грузии, ООО "Консорциум развития Анаклия" по решению Вашингтонского арбитража (Международного центра по урегулированию инвестиционных споров Всемирного банка – ICSID) должен будет выплатить государству 6,5 миллиона долларов, говорится в сообщении министерства юстиции Грузии.
"Консорциумом развития Анаклия" вместе с одним из своих иностранных инвесторов проекта Бобом Мейером летом 2020 года внесли иски против правительства Грузии в независимые арбитражные суды. Консорциум уже проиграл Парижский арбитраж 29 июля 2024 года. Он требовал возместить финансовые убытки в размере 1,5 миллиарда долларов и восстановить соглашение, разорванное 9 января 2020 года из-за невыполнения им обязательств по контракту. Однако требование компании было отвергнуто, и наложено обязательство выплатить в пользу правительства Грузии 650 тысяч долларов.
"В рамках данного спора голландский партнер Хазарадзе и Джапаридзе (оппозиционеры, учредители "Консорциума развития Анаклия") Боб Мейер требовал выплаты 64 миллионов долларов, однако арбитраж отклонил все его требования и возложил на него обязательство выплатить правительству Грузии 6,5 миллиона долларов", – говорится в сообщении.
Как отмечено в сообщении Минюста, Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе проиграли спор по порту Анаклия и в Вашингтонском арбитраже.
"На этот раз Вашингтонский арбитраж подтвердил, что ответственность за нереализацию проекта порта Анаклия полностью лежит на Мамуке Хазарадзе, Бадри Джапаридзе и их партнерах, и никакого вмешательства со стороны правительства Грузии не было", – сказано в сообщении.
Минюст Грузии отметил, что арбитражный трибунал полностью согласился с правовой аргументацией, подготовленной ведомством, и определил, что:
Вся ответственность за финансирование проекта лежала на инвестора, который по собственным причинам не смог собрать необходимые средства.
Коммерческий риск проекта полностью лежал на инвестора.
Расторжение контракта правительством было законным: инвестору неоднократно продлевали сроки привлечения необходимого финансирования для строительства. Было признано доказанным, что государство последовательно поддерживало реализацию проекта "Анаклия" в течение всего срока действия контракта.
Законность уголовного преследования Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе за отмывание денег не подверглось сомнению.
Государство не препятствовало "Консорциуму развития Анаклия" в привлечении инвесторов (в том числе американского инвестиционного фонда).
Также, по информации Минюста, Хазарадзе и Джапаридзе не обжаловали решение Парижского арбитража, выплатив взысканную сумму в размере 650 тысяч долларов, тем самым фактически признав, что порт Анаклия не мог быть реализован по их вине.
Политическая партия "Лело", лидерами которой являются Джапаридзе и Хазарадзе, назвала ложной заявление Минюста о том, что арбитражный спор по делу порта Анаклия в Вашингтонском арбитраже проиграли Хазарадзе и Джапаридзе.
В заявлении партии подчеркивается, что спор в арбитраже был инициирован не политиками, а инвестором Бобом Мейером против государства.
"Это был иск инвестора Боба Мейера против государства. Однако, каким бы ни было решение арбитража, факт остается фактом: власти убили проект Анаклия по указке из России шесть лет назад, и с тех пор нет никакого прогресса, хотя в 2020 году страна уже должна была принять первое судно", – заявили в "Лело".
Реакция Боба Мейера и Консорциума
Боб Мейер и "Консорциум развития Анаклия" также распространили заявление по поводу решения, принятого ICSID, и назвали его печальным.
Боб Мейер в своем заявлении отметил, что, несмотря на разочарование по поводу решения ICSID, важно понимать, что трибунал рассмотрел исключительно узкий вопрос – имело ли право правительство Грузии, в рамках двустороннего соглашения о защите инвестиций между Грузией и Нидерландами, прекратить инвестиционное соглашение.
По его словам, он принял решение инвестировать в "Консорциум развития Анаклия" (ADC) и проект порта Анаклия, потому что видел огромный потенциал Грузии стать ведущим центром региональной экономики и глобальной торговли.
"Я всегда полностью доверял честности и видению моих партнеров – инвесторов ADC, и верил в нашу общую способность реализовать этот портовый проект – при условии, что правительство Грузии сыграет свою должную роль в содействии его развитию", – говорится в заявлении Мейера.
В свою очередь, "Консорциум развития Анаклия" подчеркнул, что "хотя решение ICSID и является печальным, оно не меняет главного факта: правительство полностью нарушило свое многолетнее обещание относительно развития порта Анаклия".
"Всего через несколько недель после расторжения инвестиционного соглашения с ADC, правительство "Грузинской мечты" запустило пятилетнюю кампанию пустых обещаний и риторики относительно строительства порта Анаклия. И сегодня, спустя пять лет, не подписано ни одного соглашения с инвестором и тем более не начато строительство", – говорится в заявлении Консорциума.
Консорциум уверяет, что если бы правительство выполнило свои обязательства и поддержало ADC, порт Анаклия уже функционировал бы, создавая тысячи рабочих мест для граждан Грузии, укрепляя экономику страны и превращая Грузию в важное звено глобальной торговли.
ADC – это консорциум, состоящий из TBC Holding Anaklia (Грузия), Van Oord PPP International (Нидерланды), британской компании Wondernet Express, действующей в странах Центральной Азии, G-Star Ltd (Болгария), Conti International (США) и Боба Мейера.
Правительство приняло решение разорвать соглашение с инвестором, подписанное в 2016 году, мотивируя это тем, что "Консорциум развития Анаклия" в декабре 2019 года в седьмой раз не смог выполнить обязательства и не предоставил правительству документацию о закрытии финансовой сделки с международными банками на сумму в 400 миллионов долларов.
С момента подписания соглашения до октября 2018 года в договор между государством и "Консорциумом развития Анаклия" было внесено более 40 изменений, практически все изменения касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с Консорциума списали штраф в размере 11 миллионов долларов.
Основным вопросом, который не смогли решить стороны, являлось предоставление государственных гарантий на возвращение привлеченных инвестором кредитов.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года. Государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
Оппозиционные политики, лидеры партии "Лело для Грузии" Бадри Джапаридзе и Мамука Хазарадзе, как основатели и на то время руководители TBC Holding, также выступали как основатели консорциума.
Власти Грузии решили возобновить строительство порта в Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети) с условием, что государству будет принадлежать 51%.
Победителем конкурса по отбору частного инвестора в качестве партнера государства в реализации проекта стал китайско-сингапурский консорциум (китайская компания China Communications Construction Company Limited и сингапурская компания China Harbour Investment Pte. Ltd), который единственный представил предложение.
Правительство Грузии подпишет соглашение с ним не позднее лета 2025 года. В данный момент с новым инвестором продолжаются активные переговоры.
Строительство глубоководного порта началось в сентябре 2024 года.
Соглашение о строительстве морской инфраструктуры глубоководного порта подписано с бельгийской компанией Jan De Nul, которая является одной из крупнейших морских строительных компаний в мире. Морские работы, согласно контракту, завершатся за три года.
Как ранее заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, первая фаза проекта строительства глубоководного порта завершится не позднее 2029 года. В первую фазу будет инвестировано в общей сложности 600 миллионов долларов, и после ее завершения порт будет обслуживать более 600 тысяч контейнеров в год.